Рефераты. Управление качеством в рамках антикризисного управления






2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления – управление работами по планированию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, технико-экономического анализа и т.д.

Следовательно, управление качеством в рамках антикризисного менеджмента несет в себе основополагающую роль в системе общего управлении предприятием.

Управление качеством продукции в рамках антикризисного менеджмента должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.


1.2 Петля качества. Цикл Деминга

Объектами управления качества продукции являются все элементы,

В соответствии с международными стандартами ISO совокупность всех этих элементов называют петлей качества

Петли качества - это замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Рисунок 2.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

Цикл Деминга не ограничивается только петлей качества, основой цикла является последовательность этапов показанных на рисунке 3, которые включают: PLAN; DO; CHECK; ACTION. Говоря простым языком это проявляется в простой круговорот действий: планируй, делай, проверяй, корректируй.

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции, таблица 1. Тогда полнота основных видов деятельности будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.


Таблица 1 – Основные виды действий

 

Планирование

Осуществление

Контроль

Корректи-ровка

Маркетинг

 

 

 

 

Проектирование и разработка

 

 

 

 

МТС

 

 

 

 

Разработка технологии

 

 

 

 

Производство

 

 

 

 

Контроль и испытание

 

 

 

 

Упаковка и хранение

 

 

 

 

Распределение и реализация

 

 

 

 

Монтаж

 

 

 

 

Эксплуатация

 

 

 

 

Техпомощь и обслуживание

 

 

 

 

Утилизация

 

 

 

 



Рисунок 2 – Петля качества


Рисунок 3 – Цикл Деминга

 

1.3 Механизм управления качеством

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в которые входят основные элементы представленные на рисунке 4.

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления.

По мимо реализации основных задач антикризисного менеджмента повышение качества продукции или услуг всегда направлено на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности, создание условий для выхода из кризисного состояния.

Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

1) отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

2) удовлетворяют требованиям потребителя;

3) соответствуют стандартам и техническим условиям;

4) отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

5) направлены на получение прибыли.

То есть являются качественно – конкурентоспособными.


Рисунок 4 – Состав механизма управлением качеством


1.4 Система менеджмента качества


Роль качества в современной ситуации заключается в том, что при непрерывном процессе повышения качества выпускаемой продукции повышается конкурентоспособность предприятия, которая в свою очередь приводит к повышению доходов со всеми вытекающими экономическими последствиями.

На рисунке 5 показаны уровни полученных доходов от сбыта (ROS, Return on Sale – доход от оборота) и прибыль на инвестиции (ROI, Return on Investment – прибыль на инвестированный капитал). Эти показатели выше у производителей продукции более высокого качества.

Следовательно, превосходство в качестве предлагаемой продукции реально приводит к увеличению прибыли. На увеличение прибыли воздействуют два основных фактора: первый - это удовлетворенность потребителей; второй - снижение затрат на производство из-за отсутствия несоответствий (дефектов).

Внедрение СМК позволит избежать спада производства, стабилизировать работу предприятия и в короткое время значительно улучшить его деятельность. Корректно работающая СМК исключает все лишние звенья и максимально снижает производственные риски, влияя на конечный результат – производство качественной продукции или услуг, а, следовательно – рост прибыли.

Внедренные принципы ISO 9000 стали наиболее актуальны в условиях мирового финансового и экономического кризиса.

Изначально, руководство многих предприятий выделяло для себя следующие основополагающие принципы, на которых должно основываться внедрение СМК:

- ориентация на клиента;

- снижение влияния рисков;

- удержание имеющегося уровня качества производства или оказания услуг и постепенное его повышение;

- повышение доходов;

- снижение издержек.

Смысл всех принципов заключался в том, чтобы предупредить различные внешние угрозы и внутренние проблемы, которые во время стабильной экономической ситуации считались маловероятными.

Внедрение СМК в рамках антикризисного менеджмента на предприятиях оказалось предупреждающим действием. Предприятия, сделавшие ставку не только на получение сертификата - Сертификация ИСО, но и на создание такой системы, в настоящий момент продолжают работать со своими клиентами, и целью их является уже не просто удовлетворенность, а повышение лояльности клиентов.


Рисунок 5 - Зависимость доходов предприятия от уровня качества

 


2. Российский опыт управления качеством

 

2.1 Отечественные концепции управления качеством

В отечественно практике существовали следующие концепции повышения качества.

Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)

Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс)

Концепция НОРМ

Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством)

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.

В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.