Рефераты. Управленческое решение и его роль в деятельности менеджера






Число всевозможных конкретных моделей также велико, как и число проблем, для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.

По общему целевому назначению модели делятся на:

·   теоретико - аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;

· прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач анализа, прогнозирования и управления.

По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на:

· макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;

·                   микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы.

По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения, выделяются модели:

·балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и их использования;

· трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей системы;

·         оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;

·  имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов.

По учету фактора времени модели подразделяются на:

· статические, в которых, все зависимости отнесены к одному моменту времени;

·         динамические, описывающие экономические системы в развитии.

По учету фактора неопределенности модели распадаются на:

·         детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;

·         стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.

По характеристике математических объектов, включенных в модель, или по типу математического аппарата, используемого в модели, могут быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.

По типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам выделяют модели:

·     дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;

·     нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях.

Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации.


Выводы по разделу

Под технологией принятия решений понимается состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе методами разработки и анализа альтернатив. Принятие решений – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленный на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.


4. Качество управленческих решений

Качество управленческого решения - интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.

Достижение необходимого качества продукции связано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т. д.

Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество управленческой деятельности, является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.

Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.

Фоновая группа: этическая, психологическая, политическая и партийная деятельность.

Качество технологической деятельности - это обеспечение технологической готовности компании к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме и конкурентоспособности. Качество оценивается по достижению показателей мирового или национального уровня.

Качество организационной деятельности - это совершенствование и развитие регламентирования труда в организации. Эта регламентация может осуществляться на базе общепринятых должностных инструкций, положений об отделах и службах, уставных документов компании и др.

3 основных подхода профессиональной регламентации:

·  создание специальной централизованной структуры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);

·  формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности (например, по технологической, экономической и др.);

·  приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.

Качество экономической деятельности - это совокупность используемых методов анализа и синтеза экономических процессов (экономические модели, теория рисков, исследование операций и др.). Применяются сертифицированные методы экономического анализа и синтеза.

Качество социальной деятельности - это соблюдение социальных норм. Социальные нормы - набор требований к условиям жизнедеятельности человека и социальных групп. Большинство норм приведено в Трудовом кодексе РФ в разделе 2 «Социальное партнерство в сфере труда». Такие нормы имеют количественные или качественные характеристики. Они касаются соблюдения прав человека, социальной справедливости, удовлетворения социальных потребностей и интересов работников, в том числе социально незащищенных работников.

Качество правовой деятельности характеризуется степенью использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действующего законодательства, разработки и утверждения локальных нормативных актов организационного и экономического характера. Базой для формирования качества правовой деятельности являются ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.

Качество экологической деятельности определяется степенью экологической чистоты выпускаемой продукции, технологического процесса и отходов производства. Мерилом качества экологической деятельности является соблюдение стандартов ИСО 14000 и выполнение условий стратегии устойчивого развития.

Качество этической стороны деятельности формируется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.

Качество психологической стороны деятельности определяется уровнем учета и использования личностных качеств работника в социально - трудовых отношениях. Критерием качества является соотношение между отношениями взаимодействия и противодействия по вертикали и горизонтали коммуникаций. Чем больше позитивного взаимодействия, тем выше качество психологической стороны деятельности.

Качество политической стороны деятельности - это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей компании.

Качество партийной стороны деятельности - это степень реализации партийной программы в компании при производстве продукции или проведении политических мероприятий.

Организаторская деятельность - является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она формирует функционирование этих видов деятельности и развивает связи между ними. Низкое качество организаторской деятельности может свести на нет высокое качество какой-либо управленческой деятельности.

Стимулирующие условия для эффективной работы коллектива:

·  обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;

·  использование современных информационных технологий;

· профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;

·  использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;

·  разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РПУР, особенно ситуации;

·преодоление местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);

· отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;

·  осуществление мониторинга решений.

Успешная деятельность организации в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области управления.


4.1 Требования к качеству управленческих решений


Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации – необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного.

По отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.