Рефераты. Техническое регулирование и качество






недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.


Часть 2


1. Знаки соответствия и обращения на рынке


Кодирование информации о товаре.

На основании Закона "О защите прав потребителей", Постановлений Правительства РФ "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" и о внесении изменений в это Постановление № 601 и № 1193 от 17 мая и 19 сентября 1997 г. на территории РФ введены знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации. Положения этих документов относятся как к производимой в России, так и импортируемой продукции.

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на предприятия-изготовители, организации-импортеры, торговые организации, а также на индивидуальных предпринимателей. Все вопросы организационно-методического характера, относящиеся к знакам соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р. (рис.1).


Рис.1. Знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р.


Согласно российскому законодательству каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р., имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки.

На сегодняшний день в Государственном реестре Госстандарта РФ зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации


рис.2.


Как уже отмечено выше, каждая система сертификации может зарегистрировать свой знак соответствия. Если система сертификации однородной продукции составляет основную часть системы ГОСТ Р., она также имеет право применять указанный знак. На добровольную сертификацию этот знак соответствия не распространяется.

Чтобы получить право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, изготовитель вместе с сертификатом соответствия в органе по сертификации получает лицензию, а если сертифицируется единичное изделие - маркировку производит сам орган по сертификации. Лицензия выдается от имени федерального органа исполнительной власти, который по законодательству получил права на организацию сертификации. Так, например, в Системе сертификации "Электросвязь" - от имени Государственного комитета РФ по телекоммуникациям.

Условия применения знака соответствия указываются в договоре, заключенном между заявителем (держателем сертификата) и органом по сертификации (лицензиаром).

С 1 января 1999 г. запрещена реализация на российском рынке ряда товаров, не маркированных знаками соответствия. Перечень их включает такие группы как: электрическое оборудование, каучук и резина, кофе, чай, пряности, полимерные материалы, музыкальные инструменты, мебель, спортинвентарь и др.

Приняты меры к предотвращению подделок знаков соответствия и незаконного их применения. В Федеральном законе "О сертификационных знаках" определены меры правовой защиты, порядок государственной регистрации, ответственность за несанкционированное использование знаков соответствия.


2. Система сертификации на воздушном транспорте


Российской Федерации РОСС RU.000Ю1АТО1 Департамент воздушного транспорта Минтранса России


для продукции             для предприятия (организации)

                


для персонала              для систем качества

             


Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности РОСС Ш.0001.01ББОО ГУ Государственной противопожарной


 

00000

Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации РОСС 1000ШБИОО Гостехкомиссия РФ


Система сертификации медицинских иммунобиологических препаратов РОСС 10001.0ШПОО Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России


службы МВД России


 

Система сертификации морских гражданских судов


 


Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации РОСС 1000101ЖТОО Министерство путей сообщения Российской Федерации


Рис.2. Знаки соответствия систем обязательно сертификации.

Система сертификации на федеральном  железнодорожном транспорте Российской Федерации РОСС 1000101ЖТОО Министерство путей сообщения Российской Федерации

Министерство торговли РФ наделено правом держателя информационной системы, обеспечивающей оперативный учет движения товаров, маркированных знаками соответствия.

Требования к степени защищенности знаков министерство устанавливает совместно с Госстандартом РФ. Предусмотрены голографическая защита и применение тонкопленочной технологии. Производство защищенных знаков поручается той или иной организации на конкурсной основе, без привлечения бюджетных средств, на основании лицензирования после прохождения сертификации. Технология производства подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации средств защиты информации.

В области добровольной сертификации указанные выше законодательные положения предоставляют право организациям добровольно маркировать продукцию знаками соответствий, если она не подлежит обязательной сертификации. В этом случае предприятия-изготовители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели могут получить это право после добровольной сертификации.

Контроль за реализацией товаров, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, осуществляют: Министерство торговли РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.

Знаки соответствия несут в себе полезную информацию, которая:

убеждает потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности, может использоваться изготовителем в рекламных целях, помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации продукции, для страховых компаний является одной из гарантий безопасности товара.

С развитием собственных систем сертификации в странах СНГ появились национальные знаки соответствия, которые могут быть признаны в РФ при наличии соглашений взаимном признании.


3. Кодирование информации о товаре


Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое применение штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования БАМ (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы,

Штриховок код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами - сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации, когда не менее 85% товаров кодируется, экономически эффективна, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов 13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы) - изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны, Италия - 80-87. Для некоторых стран коды трехзначные: 520 - Греция, 789 - Бразилия, Россия - 460, Эстония - 474, Венгрия - 599 (таб. №1).

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны" Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка код не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ЕАК. Код ЕАК-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код, ЕАМ-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя - регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору). В России вопросами штрихового кодирования занимается Внеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой - оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных.


Таблица 1. Коды EAN некоторых стран для штрихового

кодирования товаров

Код страны

Страна

Код страны

Страна

Код страны

Страна

93

90-91

779

54

380

789

50

599

759

400-440

489

520

57

729

Австралия

Австрия

Аргентина

Бельгия и Люксембург

Болгария

Бразилия

Великобритания

Венгрия

Венесуэла

Германия

Гонконг

Греция

Дания

Израиль

539

569

84

80-83

529

690

850

750

87

94

70

590

560

460-469

888

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Кипр

Китай

Куба

Мексика

Нидерланды

Новая-Зеландия

Норвегия

Польша

Португалия

Россия

Сингапур

383

00-09

869

64

30-37

859

780

73

76

860

880

45-49

Словения

США-Канада

Турция

Финляндия

Франция

Чехия

Чили

Швеция

Швейцария

Югославия

Южная Корея

Япония



Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).

Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на: транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" - права потребителя на; получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:

облегчить освоение автоматизированных систем управления

повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,

вести анализ потребляемых ресурсов,

сократить объем документооборота,

наладить, систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,

оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.

Понимание, важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.

Так производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. Им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов. Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров. Однако потребитель нуждается в более полной информации покупаемом товаре, а не только в названии страны изготовителя. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждают путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользовательских характеристиках. Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качеств при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).


Литература


1.                Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М, 2003.

2.                Аристов О. в. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3.                Белобрагин В.Я. Основы технического регулирования: Учеб. пос. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005.

4.                Василевская И.В. Управление качеством: Учеб. пос. - М.: РИОР, 2005.

5.                Елиферов В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни. - М.: Вершина, 2006.

6.                Бузов Б.А. Управление качеством. Технический регламент, стандартизация, сертификация. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2006.

7.                Розова Н.К. Менеджмент и качество. - СПб.: Вектор, 2005.

8.                Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учеб. пос. - М.: "Экзамен", 2005.

9.                Глычев А.В. Основы управления качеством продукции. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2001.

10.           Крепилов В.В. Менеджмент качества. - СПб.: Наука, 2003.

11.           Никофоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. - М.: Дрофа, 2004.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.