Рефераты. Теоретические основы управления источниками финансирования оборотного капитала организации






Важным моментом при анализе источников финансирования оборотных активов управлении оборотными активами является определение оптимального размера заказа. Основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек (в классической микроэкономике он называется принципом сопоставления выгод – издержек – «benefit – cost approach»). Суть данного подхода достаточно проста:

1) любой уровень запасов генерирует определенную величину издержек для предприятия

2) эти издержки неоднородны. Совокупные издержки содержания определенного уровня запасов состоят из различных категорий, различающихся между собой функциональной зависимости от изменения уровня запасов. Одни издержки возрастают при увеличении текущего уровня запасов, а другие – убывают. При этом некоторые категории издержек являются косвенными и вероятностными, то есть их величина при данном уровне запасов не является непосредственно фиксированной, и для ее определения требуется проведение соответствующих расчетов

3) оптимизация уровня запасов достигается в той точке, где совокупные издержки минимальны. Соответственно математическая модель выглядит следующим образом:

 


(2.2.1)


где РПП – оптимальный средний размер партии поставки товаров;

ОПП – объем производственного потребления товаров (сырья или материалов) в рассматриваемом периоде;

Ср – средняя стоимость размещения одного заказа;

Сх – стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Эта модель позволяет оптимизировать пропорции между затратами на хранение товаров и затратами по размещению заказа. Таким образом чтобы совокупная их сумма была оптимальной. На ЗАО «Каламбус» годовая потребность в основных технологических материалах равна 33439 тыс. руб. Средняя стоимость размещения одного заказа (сумма постоянных транспортно-заготовительных расходов 4013 тыс. руб.). Затраты по хранению единицы товаров на складе равна 1003 тыс. руб. Таким образом можно рассчитать оптимальный средний размер партии поставки товаров. Он равен 517,3 тыс. руб.

Это значит что, при покупке товаров на сумму 517,3 тыс. руб. соотношение вышеуказанных издержек будет наиболее оптимальным. К сожалению, на ЗАО «Каламбус» данная величина не соблюдается, что ведет к повышению тех или иных издержек.

Итак, анализ источников финансирования оборотных активов ЗАО «Каламбус» показал, что оборотные средства занимают в структуре баланса ЗАО «Каламбус» от 8,9 до 10,5%. За анализируемый период времени оборотные средства ЗАО «Каламбус» не претерпели существенных изменений. За счет собственных источников финансирования, оборотные средства сформированы на 75,8–83,2% и лишь на 24,2–16,8% – за счет заемных источников. Использование оборотных средств к 01.01.2007 г. стало более эффективным, как по сравнению с 2004 г. так и по сравнению с 2005 г.


2.3 Оценка стратегии финансирования оборотного капитала ЗАО «Каламбус»


При оценке стратегии финансирования оборотных средств исследуемого предприятия достаточно важно провести факторный анализ изменения использования оборотных средств.

Как уже отмечалось ранее использование оборотных средств стало более эффективным. Об этом можно судить по показателю оборачиваемости оборотных средств. Значение данного показателя уменьшилось по сравнению с 2004 г. – на 714 тыс. руб., по сравнению с 2005 г. на 1363 тыс. руб. Данное снижение является положительным моментом и говорит об ускорении оборачиваемости оборотных средств, что в свою очередь определяет высвобождение средств. На ускорение оборачиваемости оборотных средств оказали влияние два фактора:

1. Изменение однодневного оборота.

2. Изменение величины оборотных средств.

Однодневный оборот в 2006 г. уменьшился как по сравнению с 2004 г. так и по сравнению с 2005 г. Что говорит о сокращении количества дней на получение 1 тыс. рублей выручки. Это оказало положительное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных активов. В результате чего произошло ускорение оборачиваемости на 619 тыс. руб. по сравнению с 2004 г. и на 1159 тыс. руб. по сравнению с 2005 г.


Таблица 2.3.1. Показатель коэффициента закрепления на ЗАО «Каламбус» за 2004–2006 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Абсолютное изменение

2005–2004

2006–2005

Объем товарной продукции, тыс. руб.

145200

149887

151060

4687

1173

Остатки оборотных средств, тыс. руб.

21185

27868

23343

6683

-4525

Коэффициент закрепления

6,85

5,38

6,47

-1,47

1,09


Снижение величины запасов также оказало положительное влияние на ускорение оборачиваемости, и составило 96,5 тыс. руб. по сравнению с 2004 г. и 202,41 тыс. руб. по сравнению с 2005 г. Таким образом, оба фактора оказали положительное влияние. В результате чего в 2006 г. произошло дополнительное высвобождение средств по сравнению с 2004 г. 28 203 тыс. руб., по сравнению с 2005 г. 67,06 тыс. руб. Обратный коэффициент оборачиваемости или коэффициент закрепления оборотных средств показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной продукции.


Рис. 2.3.1. Динамика коэффициента закрепления на ЗАО «Каламбус» за 2004–2006 гг.

На 1 руб. реализации продукции приходится 6,85 руб. в 2004 г., 5,38 руб. в 2005 г., 6,47 руб. в 2006 г. оборотных средств. Данный показатель ведет себя достаточно динамично.


Таблица 2.3.2. Анализ коэффициентов платежеспособности ЗАО «Каламбус» за 2004–2006 гг.

Показатели

По годам

Отклонение 2005 г.

Отклонение 2006 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Абсолютная ликвидность

0,02

0,03

0,02

-

-0,01

Коэффициент промежуточной ликвидности

0,24

0,31

0,31

0,07

-

Коэффициент покрытия

3,98

5,98

5,01

1,03

0,97


Показатель абсолютной ликвидности говорит о том, что величина наиболее ликвидной части (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения) слишком мала для покрытия текущей задолженности предприятия.


Рис. 2.3.2. Динамика коэффициентов платежеспособности ЗАО «Каламбус» за 2004–2006 гг.

А показатель коэффициента покрытия говорит о том, что оборотных средств достаточно для того, что бы расплатиться по своим текущим обязательствам и продолжить текущую деятельность без серьезных потерь. Структура и состав оборотных средств за последние 3 года не претерпели существенных изменений, эффективность использования оборотных средств улучшилась к 2005 году.

Таким образом, можно отметить, что использование оборотных средств к 2006 г. стало более эффективным как по сравнению с 2004 г. и 2005 г. Это говорит о правильной политике в области управления оборотными средствами.

Проведенный ранее анализ использования оборотных средств определил основные направления управленческой деятельности:

1. Увеличение объемов реализации продукции (тем более, что величина оборотных средств явно свидетельствует об имеющихся возможностях в данном направлении);

2. Уменьшение запасов неликвидной продукции, более жесткая работа с дебиторами, а также реализация имеющихся остатков готовой продукции на складах. Данные направления, во многом зависят от работы отдела сбыта, а также маркетинговой политики предприятия.

Для увеличения объемов реализации продукции можно порекомендовать:

1) разработать премиальное положение по отделу сбыта, в котором установить прямую зависимость премий работников от объемов реализации;

2) организовать посещение выставок;

3) провести рекламную компанию;

4) разместить информацию о продаже неликвидной продукции на различных Интернет сайтах.

При анализе стратегии финансирования оборотных средств на исследуемом предприятии выявлено, что основными методами управления оборотными средствами, используемыми на ЗАО «Каламбус» являются:

1. Планирование.

В конце каждого года на предприятии разрабатывается план на предстоящий год. В конце каждого месяца составляется план производства и реализации продукции. Соответственно рассчитывается необходимая потребность в деталях, узлах, полуфабрикатах, материалах и т.д.

В условиях рынка процесс планирования приобретает новое содержание, так как оно нацелено на моделирование будущего, на обоснование текущих оперативных решений, повышение качества. Планирование – стадия процесса управления. Главная задача планирования – это обеспечить достижение намеченных целей. В планах предусматривается механизм адаптации плановых решений к конкретной ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.