Рефераты. Сущность маркетинга рабочей силы






p> Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные гарантии занятости. Второй сегмент состоит из рабочих мест, занятость на которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него входят рабочие места, рассчитанные на квалифицированных рабочих, работников сферы обслуживания, служащих. Для этого сегмента характерны более низкий уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.

Сегментацию же профессиональной структуры предложения рабочей силы можно провести по следующим группам:

•профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального труда, спрос на которые растет;

•массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного спроса: потребность производства в этих работниках определяется тенденциями экономики;

•непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и вредного труда, не соответствующие социально-культурным и психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового потенциала;

•профессии, потребность производства в которых падает в результате структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники должны пройти переподготовку и переквалификацию;

•непристижные и малооплачиваемые профессии.

Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда. Наиболее упрощенная формула этой сегментации - наличие рынков: а) первичных (независимых и подчиненных) и б) вторичных рабочих мест и групп рабочей силы.

Для проведения сегментации рынка труда используются основные факторы сегментации (рис.6.) и наиболее распространенные их значения (табл.2.).

При разработке использована идея источника [35].

Рис.6. Классификационная структура факторов сегментации рынка труда

Таблица 2

Классификация факторов сегментации рынка труда
|Наименование |Содержание |
|факторов | |
|1. Географические: | |
|Регион |Дальневосточный, Северный, Восточно-Сибирский, |
| |Западно-Сибирский, Уральский, Поволжский, |
| |Северо-Кавказский, Северо-Западный, Центральный, |
| |Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, города |
| |Москва и Санкт-Петербург |
|Административное |Республика, край, область, район, город |
|деление | |
|Численность |Трудовые ресурсы, экономически активное население, |
| |занятое население |
|Миграция населения |Пребывание, убывание, миграционный прирост, в том |
| |числе, в трудоспособном возрасте |
|2. Демографические:| |
|Пол |Мужской, женский |
|Естественный |Родившиеся, умершие |
|прирост населения | |
|Возраст |Моложе трудоспособного, трудоспособное, старше |
| |трудоспособного: 14-15 лет; 16-20; 21-25; 26-30; |
| |31-35; 36-40; 41-45; 46-50; 51-55; 56-60; 61-65; |
| |66-70; старше 70. |
|Естественное |Умершие в трудоспособном возрасте: мужчины 16-59 |
|движение населения |лет; женщины 16-54 года |
|Семейное положение |Молодежь - одинокая; молодежь - семейные без детей;|
|и возраст |молодежь - семейные с самым младшим ребенком до 6 |
| |лет; молодежь - семейные с самым младшим ребенком 6|
| |лет и старше; семьи среднего возраста, имеющие |
| |детей; семьи среднего возраста, не имеющие детей; |
| |люди среднего возраста - одинокие; пожилые - |
| |семейные, имеющие детей; пожилые - семейные, не |
| |имеющие детей; пожилые - одинокие |
|3. Экономические: | |
|Уровень образования|Начальное, среднее и неполное среднее, |
| |среднеспециальное, незаконченное высшее, высшее, |
| |ученая степень |
|Занятость населения|Вступающие в трудовую деятельность; выходящие на |
| |пенсию; занятые в народном хозяйстве; незанятые, в |
| |том числе высвобожденные и безработные; учащиеся в |
| |трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от |
| |производства; трудоспособное население, занятое в |
| |ЛПХ, домашнем хозяйстве и других формах |
| |самозанятости |
|Ликвидация и |Число ликвидируемых предприятий, их удельный вес в |
|банкротство |общем количестве предприятий-банкротов, их удельный|
|предприятий |вес в общем числе действующих производств; |
| |численность занятых на ликвидируемых и |
| |предприятиях-банкротах; число ликвидируемых рабочих|
| |мест |
|Конверсия |Удельный вес гражданской продукции в общем объеме |
| |производства продукции предприятий оборонных |
| |отраслей промышленности; численность занятых и |
| |высвобождаемых на предприятиях оборонных отраслей |
|Инвестиции |Капитальные вложения за счет источников |
| |финансирования; объем подрядных работ; ввод в |
| |действие основных фондов и новых объектов; |
| |дополнительно создаваемые рабочие места; прогноз |
| |создания дополнительных рабочих мест |
|Денежные доходы |Заработная плата; пенсия; пособия; стипендии; |
|населения |поступления из финансовых систем; доходы от частных|
| |форм собственности |
|Уровень дохода |До минимальной заработной платы; 2-3 минимальных |
|(оплата в месяц) |уровня; 5-10 минимальных уровней; 20-40 минимальных|
| |уровней; 50-70 минимальных уровней; свыше 100 |
| |минимальных уровней |
|Выпуск учащихся по |Общеобразовательные школы; |
|видам обучения |профессионально-технические училища; |
| |среднеспецильные и высшие учебные заведения |
|Высвобождение |Общая численность высвобождаемых, в том числе |
|работников (в |женщин, лиц в предпенсионном возрасте, молодежи в |
|отраслевом разрезе |возрасте 16-29 лет |
|и по формам | |
|собственности) | |
|Увольнение кадров |По собственному желанию; по инициативе |
| |администрации, в том числе с ликвидацией |
| |предприятия; коэффициент текучести кадров по |
| |отрасли народного хозяйства |
|Безработица |Численность безработных, в том числе по полу, |
| |возрасту и профессии; продолжительность |
| |безработицы: до 1 мес., 1-4 мес., 4-8 мес., 8 мес. |
| |- 1 год, более 1 года |
|Профессиональное |Направление на профессиональное обучение, в том |
|обучение незанятого|числе женщин и молодежи; получение профессии (в том|
|населения |числе первоначальное обучение, переподготовка, |
| |освоение сложных специальностей, повышение |
| |квалификации) |
|Инвалиды |Численность трудоспособных работающих инвалидов; |
| |средний процент показаний к трудоустройству среди |
| |неработающих инвалидов I, II, и III групп |
|Виды профессий и |Научные работники, ИТР госпредприятий; кооператоры;|
|социальный статус |работники сельского хозяйства; работники |
| |госпредприятий; преподаватели высшей школы и |
| |средне-специальных учебных заведений; рядовые |
| |служащие госучреждений и организаций; руководящие |
| |кадры; работники торговли и сферы обслуживания; |
| |учащиеся средней школы; работники |
| |негосударственного сектора экономики; студенты; |
| |домохозяйки; пенсионеры |
|Бизнес-слой |Предприниматели, самозанятые, бизнесмены-менеджеры,|
| |полупредприниматели, менеджеры-совладельцы, |
| |классические менеджеры |
|Трудовой стаж |До 1 года; 1-3 года; 5-10 лет; 10-15 лет; более 15 |
| |лет |
|Распределение |В промышленности; в сельском хозяйстве; в лесном |
|трудовых ресурсов |хозяйстве; на транспорте и связи; в строительстве; |
|по отраслям |в торговле; общепите; МТС и сбыте, заготовках; в |
|экономики |информационно-вычислительном обслуживании; в ЖСК и |
| |непроизводственных видах бытового обслуживания; в |
| |здравоохранении, физкультуре и социальном |
| |обеспечении; в народном образовании; в культуре, |
| |искусстве, науке и научном обслуживании; в |
| |кредитовании и страховании; в аппарате органов |
| |управления, судебных и юридических учреждениях |
|Распределение |На предприятиях и организациях государственного |
|занятого населения |сектора; в кооперативном секторе; в сфере |
|по секторам |предпринимательства, в том числе в фермерских |
|экономики |хозяйствах, ЛПХ, ИТД, индивидуальных частных |
| |предприятиях, арендных предприятиях; в акционерных |
| |обществах; в товариществах; в общественных |
| |организациях и фондах; на совместных предприятиях и|
| |в организациях; в других формах собственности |
|Динамика развития |Стабильность, падение, развитие |
|экономики | |
|Условия труда |Тяжелые, вредные; особо тяжелые; нормальные |
|Производство |Объем производства, в том числе в государственном и|
|продукции и услуг |альтернативном секторах экономики; индекс |
| |физического объема продукции по отдельным отраслям |
| |материального производства |
|Размер предприятий |Крупные, средние и малые (в том числе по отраслям и|
| |формам собственности) |
|Приватизация |Количество госпредприятий, состоящих на |
| |самостоятельном балансе; количество |
| |приватизированных предприятий; удельный вес |
| |приватизированных предприятий в общем количестве;; |
| |численность занятых на приватизированных |
| |предприятиях; прогноз высвобождения |
|Структурная |Удельный вес предприятий, осуществляющих |
|перестройка |структурную перестройку, в общем количестве |
| |предприятий, в том числе в государственном и |
| |альтернативном секторах экономики |
|Технологический |Морально и физически устаревшая технология, |
|уровень предприятия|передовая тех |


Управление маркетингом персонала

Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах.

Процесс управления маркетингом включает в себя следующие этапы:

1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:

а) маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации;

б) анализ среды маркетинга, возможности субъекта рынка труда;

в) анализ потребителей рабочей силы.

2. Отбор целевых рынков рабочей силы, который предполагает следующую последовательность:

а) замеры и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу;

б) сегментирование рынка рабочей силы;

в) отбор целевых сегментов рынка;

г) позиционирование товара "рабочая сила" на рынке.

3. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс):

а) разработка товара "рабочая сила";

б) определение стоимости конкретной рабочей силы;

в) разработка системы распределения рабочей силы и коммуникаций

(реклама, стимулирование занятости, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты);

г) обеспечение персоналом (отбор персонала для профессионального выполнения функций маркетинга; обучение профессионалов и остального персонала субъекта рынка труда; организация труда персонала и управление им; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций).

4. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий (рис.23.)).

Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:

а) экономические;

б) социально-психологические;

в) организационно-административные.

Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают:

а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов;

б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий;

в) координация - регулирование, корректирование, активизация воздействия органов управления;

г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности;

д) - обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития объекта управления;

е) - прогноз - возможная оценка явлений и процессов, характерных для объекта управления.

В компетенцию отдела маркетинга рабочей силы на предприятии должны входить следующие специальные функции:

•изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах, соответствующая переструктуризация рабочей силы;

•наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описания работ, тестирования и интервьюирования работников;

•расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам: управление адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива;

•планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на данном рабочем месте с применением соответствующих методик и технических средств, аттестация специалистов, формирование резерва на выдвижение, профессионально-квалификационное продвижение;

•сотрудничество с субъектами региональной системы управления маркетингом рабочей силы на взаимовыгодных условиях.

Основные методы управления на предприятии можно классифицировать следующим образом:

•экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда в форме стимулирования наиболее способных работников к конкретному виду профессиональной деятельности, отказ от принципа "дешевой рабочей силы" в организации трудовых процессов;

•социально-психологические - формирование персонала по принципу "команд" с учетом типа профессиональной личности работника и особенностей интерперсональной среды;

•организационно-административные - методы, обеспечивающие ее единство в требованиях к объектам управления (прямые административные указания, нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия).

Учитывая возможности предприятий, не всегда есть необходимость создавать комплектную систему управления маркетингом рабочей силы, достаточно сосредоточить маркетинговые функции в одном подразделении системы управления персоналом.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.