Сегментацию же профессиональной структуры предложения рабочей силы можно провести по следующим группам:
•профессии высококвалифицированного, творческого и интеллектуального труда, спрос на которые растет;
•массовые сквозные профессии межотраслевого применения стабильного спроса: потребность производства в этих работниках определяется тенденциями экономики;
•непривлекательные профессии тяжелого, малоквалифицированного ручного и вредного труда, не соответствующие социально-культурным и психофизическим требованиям современной рабочей силы. До сих пор они характеризовались острым дефицитом кадров и низким качеством трудового потенциала;
•профессии, потребность производства в которых падает в результате структурной и технологической перестройки, и высвобождающиеся работники должны пройти переподготовку и переквалификацию;
•непристижные и малооплачиваемые профессии.
Большинство исследователей приходят к выводу о двойственности современного рынка труда, где функционируют по крайней мере два неконкурирующих друг с другом рынка труда, или два сегмента единого рынка труда. Наиболее упрощенная формула этой сегментации - наличие рынков: а) первичных (независимых и подчиненных) и б) вторичных рабочих мест и групп рабочей силы.
Для проведения сегментации рынка труда используются основные факторы сегментации (рис.6.) и наиболее распространенные их значения (табл.2.).
При разработке использована идея источника [35].
Рис.6. Классификационная структура факторов сегментации рынка труда
Таблица 2
Классификация факторов сегментации рынка труда |Наименование |Содержание | |факторов | | |1. Географические: | | |Регион |Дальневосточный, Северный, Восточно-Сибирский, | | |Западно-Сибирский, Уральский, Поволжский, | | |Северо-Кавказский, Северо-Западный, Центральный, | | |Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, города | | |Москва и Санкт-Петербург | |Административное |Республика, край, область, район, город | |деление | | |Численность |Трудовые ресурсы, экономически активное население, | | |занятое население | |Миграция населения |Пребывание, убывание, миграционный прирост, в том | | |числе, в трудоспособном возрасте | |2. Демографические:| | |Пол |Мужской, женский | |Естественный |Родившиеся, умершие | |прирост населения | | |Возраст |Моложе трудоспособного, трудоспособное, старше | | |трудоспособного: 14-15 лет; 16-20; 21-25; 26-30; | | |31-35; 36-40; 41-45; 46-50; 51-55; 56-60; 61-65; | | |66-70; старше 70. | |Естественное |Умершие в трудоспособном возрасте: мужчины 16-59 | |движение населения |лет; женщины 16-54 года | |Семейное положение |Молодежь - одинокая; молодежь - семейные без детей;| |и возраст |молодежь - семейные с самым младшим ребенком до 6 | | |лет; молодежь - семейные с самым младшим ребенком 6| | |лет и старше; семьи среднего возраста, имеющие | | |детей; семьи среднего возраста, не имеющие детей; | | |люди среднего возраста - одинокие; пожилые - | | |семейные, имеющие детей; пожилые - семейные, не | | |имеющие детей; пожилые - одинокие | |3. Экономические: | | |Уровень образования|Начальное, среднее и неполное среднее, | | |среднеспециальное, незаконченное высшее, высшее, | | |ученая степень | |Занятость населения|Вступающие в трудовую деятельность; выходящие на | | |пенсию; занятые в народном хозяйстве; незанятые, в | | |том числе высвобожденные и безработные; учащиеся в | | |трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от | | |производства; трудоспособное население, занятое в | | |ЛПХ, домашнем хозяйстве и других формах | | |самозанятости | |Ликвидация и |Число ликвидируемых предприятий, их удельный вес в | |банкротство |общем количестве предприятий-банкротов, их удельный| |предприятий |вес в общем числе действующих производств; | | |численность занятых на ликвидируемых и | | |предприятиях-банкротах; число ликвидируемых рабочих| | |мест | |Конверсия |Удельный вес гражданской продукции в общем объеме | | |производства продукции предприятий оборонных | | |отраслей промышленности; численность занятых и | | |высвобождаемых на предприятиях оборонных отраслей | |Инвестиции |Капитальные вложения за счет источников | | |финансирования; объем подрядных работ; ввод в | | |действие основных фондов и новых объектов; | | |дополнительно создаваемые рабочие места; прогноз | | |создания дополнительных рабочих мест | |Денежные доходы |Заработная плата; пенсия; пособия; стипендии; | |населения |поступления из финансовых систем; доходы от частных| | |форм собственности | |Уровень дохода |До минимальной заработной платы; 2-3 минимальных | |(оплата в месяц) |уровня; 5-10 минимальных уровней; 20-40 минимальных| | |уровней; 50-70 минимальных уровней; свыше 100 | | |минимальных уровней | |Выпуск учащихся по |Общеобразовательные школы; | |видам обучения |профессионально-технические училища; | | |среднеспецильные и высшие учебные заведения | |Высвобождение |Общая численность высвобождаемых, в том числе | |работников (в |женщин, лиц в предпенсионном возрасте, молодежи в | |отраслевом разрезе |возрасте 16-29 лет | |и по формам | | |собственности) | | |Увольнение кадров |По собственному желанию; по инициативе | | |администрации, в том числе с ликвидацией | | |предприятия; коэффициент текучести кадров по | | |отрасли народного хозяйства | |Безработица |Численность безработных, в том числе по полу, | | |возрасту и профессии; продолжительность | | |безработицы: до 1 мес., 1-4 мес., 4-8 мес., 8 мес. | | |- 1 год, более 1 года | |Профессиональное |Направление на профессиональное обучение, в том | |обучение незанятого|числе женщин и молодежи; получение профессии (в том| |населения |числе первоначальное обучение, переподготовка, | | |освоение сложных специальностей, повышение | | |квалификации) | |Инвалиды |Численность трудоспособных работающих инвалидов; | | |средний процент показаний к трудоустройству среди | | |неработающих инвалидов I, II, и III групп | |Виды профессий и |Научные работники, ИТР госпредприятий; кооператоры;| |социальный статус |работники сельского хозяйства; работники | | |госпредприятий; преподаватели высшей школы и | | |средне-специальных учебных заведений; рядовые | | |служащие госучреждений и организаций; руководящие | | |кадры; работники торговли и сферы обслуживания; | | |учащиеся средней школы; работники | | |негосударственного сектора экономики; студенты; | | |домохозяйки; пенсионеры | |Бизнес-слой |Предприниматели, самозанятые, бизнесмены-менеджеры,| | |полупредприниматели, менеджеры-совладельцы, | | |классические менеджеры | |Трудовой стаж |До 1 года; 1-3 года; 5-10 лет; 10-15 лет; более 15 | | |лет | |Распределение |В промышленности; в сельском хозяйстве; в лесном | |трудовых ресурсов |хозяйстве; на транспорте и связи; в строительстве; | |по отраслям |в торговле; общепите; МТС и сбыте, заготовках; в | |экономики |информационно-вычислительном обслуживании; в ЖСК и | | |непроизводственных видах бытового обслуживания; в | | |здравоохранении, физкультуре и социальном | | |обеспечении; в народном образовании; в культуре, | | |искусстве, науке и научном обслуживании; в | | |кредитовании и страховании; в аппарате органов | | |управления, судебных и юридических учреждениях | |Распределение |На предприятиях и организациях государственного | |занятого населения |сектора; в кооперативном секторе; в сфере | |по секторам |предпринимательства, в том числе в фермерских | |экономики |хозяйствах, ЛПХ, ИТД, индивидуальных частных | | |предприятиях, арендных предприятиях; в акционерных | | |обществах; в товариществах; в общественных | | |организациях и фондах; на совместных предприятиях и| | |в организациях; в других формах собственности | |Динамика развития |Стабильность, падение, развитие | |экономики | | |Условия труда |Тяжелые, вредные; особо тяжелые; нормальные | |Производство |Объем производства, в том числе в государственном и| |продукции и услуг |альтернативном секторах экономики; индекс | | |физического объема продукции по отдельным отраслям | | |материального производства | |Размер предприятий |Крупные, средние и малые (в том числе по отраслям и| | |формам собственности) | |Приватизация |Количество госпредприятий, состоящих на | | |самостоятельном балансе; количество | | |приватизированных предприятий; удельный вес | | |приватизированных предприятий в общем количестве;; | | |численность занятых на приватизированных | | |предприятиях; прогноз высвобождения | |Структурная |Удельный вес предприятий, осуществляющих | |перестройка |структурную перестройку, в общем количестве | | |предприятий, в том числе в государственном и | | |альтернативном секторах экономики | |Технологический |Морально и физически устаревшая технология, | |уровень предприятия|передовая тех |
Управление маркетингом персонала
Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах.
Процесс управления маркетингом включает в себя следующие этапы:
1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:
а) маркетинговые исследования и сбор маркетинговой информации;
б) анализ среды маркетинга, возможности субъекта рынка труда;
в) анализ потребителей рабочей силы.
2. Отбор целевых рынков рабочей силы, который предполагает следующую последовательность:
а) замеры и прогнозирование спроса на конкретную рабочую силу;
б) сегментирование рынка рабочей силы;
в) отбор целевых сегментов рынка;
г) позиционирование товара "рабочая сила" на рынке.
3. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг-микс):
а) разработка товара "рабочая сила";
б) определение стоимости конкретной рабочей силы;
в) разработка системы распределения рабочей силы и коммуникаций
(реклама, стимулирование занятости, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты);
г) обеспечение персоналом (отбор персонала для профессионального выполнения функций маркетинга; обучение профессионалов и остального персонала субъекта рынка труда; организация труда персонала и управление им; стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций).
4. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Осуществляются через систему маркетинговой информации, систему планирования (разработка стратегических планов, планов маркетинга); организационную структуру, систему маркетингового контроля (замеры результатов, анализ результатов, проведение корректирующих действий (рис.23.)).
Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:
а) экономические;
б) социально-психологические;
в) организационно-административные.
Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают:
а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов;
б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий;
в) координация - регулирование, корректирование, активизация воздействия органов управления;
г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности;
д) - обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития объекта управления;
е) - прогноз - возможная оценка явлений и процессов, характерных для объекта управления.
В компетенцию отдела маркетинга рабочей силы на предприятии должны входить следующие специальные функции:
•изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, адаптация к удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах, соответствующая переструктуризация рабочей силы;
•наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описания работ, тестирования и интервьюирования работников;
•расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам: управление адаптацией, закреплением, ротацией и внутрифирменными перемещениями кадров, формирование стабильного и гибкого трудового коллектива;
•планирование деловой карьеры, оценка человеческого капитала работника и уровня его использования на данном рабочем месте с применением соответствующих методик и технических средств, аттестация специалистов, формирование резерва на выдвижение, профессионально-квалификационное продвижение;
•сотрудничество с субъектами региональной системы управления маркетингом рабочей силы на взаимовыгодных условиях.
Основные методы управления на предприятии можно классифицировать следующим образом:
•экономические - приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда в форме стимулирования наиболее способных работников к конкретному виду профессиональной деятельности, отказ от принципа "дешевой рабочей силы" в организации трудовых процессов;
•социально-психологические - формирование персонала по принципу "команд" с учетом типа профессиональной личности работника и особенностей интерперсональной среды;
•организационно-административные - методы, обеспечивающие ее единство в требованиях к объектам управления (прямые административные указания, нормативное регулирование, выработка стандартных процедур административного воздействия).
Учитывая возможности предприятий, не всегда есть необходимость создавать комплектную систему управления маркетингом рабочей силы, достаточно сосредоточить маркетинговые функции в одном подразделении системы управления персоналом.
Страницы: 1, 2, 3, 4