Рефераты. Стратегия менеджмента предприятия






В стратегическом управлении наиболее часто используется метод анализа среды организации, получивший название SWOT-анализ. Применяя этот метод, удается установить линии связи между силой и слабостью и внешними угрозами и возможностями. Такие связи в дальнейшем используются для разработки стратегии.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей./12/

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см.таблицу 6).

Для компании ЧУП «Скоба» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

-                  к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;

-                  к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение таможенных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Таблица 6. Матрица SWOT-анализа.



Возможности:

Угрозы:


1.          Улучшение уровня жизни насе­ления

2.          Изменение рекламных техноло­гий

3.          Развитие информационной от­расли

4.          Появление новых поставщиков

5.          Изменения моды

6.          Снижение цен на сырье и гото­вую продукцию

7.          Снижение налогов и пошлин

8.          Совершенствование менедж­мента

9.          Снижение безработицы

10.       Разорение и уход фирм-продав­цов

11.       Уменьшение императивных норм законодательства

12.       Совершенствование технологии производства

13.       Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпри­ни­мателей

14.       Неудачное поведение конкурен­тов

1.          Изменение покупательских предпочтений

2.          Появление товаров-субститутов

3.          Изменение правил ввоза продукции

4.          Сбои в поставках продукции

5.          Появление принципиально нового товара

6.          Снижение уровня жизни населения

7.          Рост темпов инфляции

8.          Ужесточение законодатель­ства

9.          Изменение уровня цен

10.       Скачки курсов валют

11.       Появление новых концернов

12.       Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конку­рентов

13.       Рост налогов и пошлин

14.       Усиление конкуренции

15.       Рост безработицы

16.       Ухудшение политической обстановки

17.       Национализация бизнеса

18.       Появление новых фирм на рынке

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

1.          Достоверный мониторинг рынка

2.          Отлаженная сбытовая сеть

3.          Широкий ассортимент продукции

4.          Высокий контроль качества

5.          Высокая рентабельность

6.          Рост оборотных средств

7.          Высокая квалификация персонала

8.          Хорошая мотивация персонала

9.          Достаточная известность

-                  выход на новые рынки, увеличение ассортимента, добавление сопутст­вующих товаров и услуг позволит наличие финансовых средств;

-                  достаточная известность будет спо­собствовать выходу на новые рынки;

-                  квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут воз­можность успеть за ростом рынка;

-                  четкая стратегия позволит использовать все возможности.

-                  усиление конкуренции, политика государства, инфляция и рост налогов, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;

-                  появление конкурентов вызовет допол­нительные расходы финансовых ресурсов;

-                  известность защитит от товаров-суб­ститутов и добавит преиму­ществ в конкуренции;

-                  достоверный мониторинг уловит изме­нения вкусов потребителей.

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

1.          Сбои в снабжении

2.          Недостатки в рекламной политике

3.          Средний уровень цен

4.          Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)

5.          Не полная загруженность производственных мощностей

6.          Неучастие персонала в принятии управленческих решений

7.          Недостаточный контроль исполне­ния приказов и распоряжений

-                  плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки, увеличении ассортимента добавлении дополнительных сопут­ствующих продуктов и услуг;

-                  неучастие персонала в принятии решений и недостаточный контроль исполнения распоряжений при снижении безработицы может привести к саботажу;

-                  снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы.

-                  появление новых конкурентов, низкий уровень сервиса и средний уровень цен ухудшит конкурентную позицию;

-                  неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;

-                  непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов;

-                  неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству компании.


Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Таким образом, рассмотрев возможности компании ЧУП «Скоба», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом:

Сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся магазинах сопутствующих товаров (картины, осветительные приборы, покрывала, зеркала и другие предметы дизайна и интерьера), затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, путем покупки существующих торговых мебельных предприятий, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе мною были рассмотрены теоретические вопросы связанные со стратегическим планированием. Проведена оценка необходимости введения на предприятии стратегического планирования.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это — непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся недешево.

2. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, университету, потерявшему престиж, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства.

Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

3. Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий.

В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является значительно более сложным процессом, влияющим на организацию. Во многих случаях в начальный период применения стратегическое планирование вызывало на фирме сопротивление и не давало желаемого улучшения в ее деятельности.

4.Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы – темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

Для компании ЧУП «Скоба» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

5. Рассматриваемая компания ЧУП «Скоба» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании.

6. на компанию ЧУП «Скоба» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.

7. В компании ЧУП «Скоба» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.

8. Для компании ЧУП «Скоба» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

9. Так как компания работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх.

Список литературы


1.                 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 1995.

2.                 Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М., 1991.

3.                 Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М., 1997.

4.                 Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1992.

5.                 Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... – М., 1993.

6.                 Маркетинг. Под/ред. Э.А. Уткина – М., 1998.

7.                 Основы коммерции. Аванесов Ю.А. Клочко А.Н. – М., 1995.

8.                 Основы предпринимательского дела. Осипов Ю.М. и группа авторов – М., 1992.

9.                 Основы стратегического менеджмента. К. Боумэн. – М., 1997.

10.            Основы стратегического управления. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. /Учебное пособие. – М., 1998.

11.            Панкратов Ф.Г, Серегина Т.С. Коммерческая деятельность. – М., 1996.

12.            Романов А.Н. и группа авторов. Маркетинг. – М., 1996.

13.            Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. – Харьков, 1997.

14.            Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. – М., 1995.

15.            Рыночная экономика: возникновение, эволюция, сущность. Валовой Д. – М., 1997.

16.            Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? – М., 1995.

17.            Теория экономического анализа. Баканов М.И., Шеремет А.Д. – М., 1993.

18.            Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998.

19.            Хойер В. Как делать бизнес в Европе. – М., 1992.

20.            Шапиро В.Д. и группа авторов. Управление проектами. – С-Пб, 1996.

21.            Основы современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. И дополненное. М., 2000 г. - Козырев В.М.

22.            Экономическая теория: учебное пособие. Борисов Е.Ф. – М., 1999 г.

23.            Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л.

24.            Рынок – микроэкономическая модель. – С.П. 1998. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е.

25.            Болтнев А. Экономическая деятельность учреждений культуры (математические и статистические методы анализа). - Тамбов: МИНЦ, 1995

26.            Ковалев В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1997

27.            Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Знание, 1991

28.            Маркова В. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996

29.            Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. - Омск: 1997

30.            Панкратьев Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики. - Вопросы статистики, 1998

31.            Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы – М.:Финансы и статистика, 1997


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.