Рефераты. Стратегический менеджмент в XXI ст.






Стратегический менеджмент в XXI ст.

ВВЕДЕНИЕ


Тема контрольной работы «Стратегический менеджмент в XXI ст.» по дисциплине «Менеджмент».

В работе рассмотрено возникновение, сущность и эволюция стратегического менеджмента; его новейшая парадигма непосредственно связана с "экономикой знаний", или "новой экономикой", которая нуждается в переходе стратегического менеджмента от "управления человеческими ресурсами" к "управлению человеком", что является возможным лишь на этапе развития "учебного менеджмента".

Современный мир стоит на пороге интеллектуального общества, которое базируется на концепции "экономики знаний", или "управления знаниями" поэтому теория и практика стратегического менеджмента выходят на качественно новую ступень своего развития. Проблемы "экономики знаний" становятся сегодня предметом исследований, которыми занимаются известные ученые-экономисты и специалисты в области управления, включая стратегическое, с учетом изменений как внутренней среды организаций, так и внешнего окружения, которое во все большей степени воздействует на их функционирование.

Появление термина "стратегическое управление" в конце 50-х годов XX ст. было вызвано необходимостью подчеркнуть разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, нацеленным на будущее организации (предприятия), а также изменениями во взглядах на человека в системе экономики и новыми условиями ведения бизнеса. Ключевая идея перехода от оперативного к стратегическому управлению заключалась в том, чтобы перенести внимание высшего руководства организации вовне, на окружение, своевременная реакция на действия которого обеспечивает долгосрочное выживание.

Именно проблема выживания в долгосрочном измерении является объектом изучения не только экономистов и менеджеров, но и правоведов, политологов, психологов, математиков и т. д. Как известно, словом "стратегия" обозначаются два понятия; первое связано с ведением войн, а второе — с искусством управления, которое опирается на правильный прогноз. С середины 60-х годов прошлого столетия возрос интерес многих процветающих фирм, в первую очередь многонациональных предприятий (транснациональных корпораций), как раз к этому искусству, иначе говоря — к стратегическим аспектам развития. Это было связано, во-первых, с изменениями, происходившими на геополитической карте планеты (имеются в виду появление мировой системы социализма, борьба колоний за независимость, формирование трех центров капитализма — США, ЕЭС, Японии), во-вторых, с вниманием к совершенствованию механизма уменьшения расходов на выпуск продукции в ситуации усиления конкуренции на внутренних и международных рынках. Поступательный ход социально-экономических систем поставил на повестку дня вопросы о предсказуемости, разработке прогнозов, программировании деятельности организаций, что отразилось во взглядах на стратегию с точки зрения планирования. Эти взгляды проявились в трудах представителей двух школ стратегического менеджмента — "Школы дизайна" и "Школы планирования", исходивших из классических постулатов административного менеджмента (Management by Instructions, MBI), корни которых ведут к А. Смиту, М. Веберу, Ф. Тейлору, Г. Форду и др.

Трансформации внутренней и внешней среды заставляли совершенствовать теорию и практику стратегического менеджмента. В течение 60—90-х годов XX ст. видоизменялись даже определения стратегии и стратегического менеджмента, где основными категориями выступали "цели", "планы", "задачи". Начало следующего этапа развития стратегического менеджмента связано с именем П. Друкера ("Управление по целям" — Management by Objectives, МВО).

С переходом к массовому сбыту главные позиции в сфере управления завоевал маркетинг. В условиях дефицита ресурсов и более открытого доступа к ним основой конкурентного преимущества организаций становится "человеческий ресурс" ("персонал", "человеческий капитал", "человеческий фактор"). Со 2-й половины XX ст. в научный оборот вводятся такие категории, как "управление персоналом", "корпоративная культура", "организационные знания", "управление человеческими ресурсами". С разветвлением науки управления, в частности, с появлением таких ее составляющих, как "операционный менеджмент", "финансовый менеджмент", "налоговый менеджмент", "инновационный менеджмент", "инвестиционный менеджмент", "экологический менеджмент" и пр., ведущие исследователи (П. Друкер, Т. Питере, П. Сенге и др.) даже начали отождествлять понятия "менеджмент" и "менеджмент человеческих ресурсов (персонала)". Данный феномен особенно характерен для менеджмента внешнеэкономической деятельности и международного бизнеса, который, по сути, и вызвал к жизни современную парадигму стратегического менеджмента. Если в начале 80-х годов XX ст. анализ поведения фирм на международных рынках фокусировался главным образом на экономико-технических параметрах, а в 90-е годы большее значение придавалось кросскультурным аспектам деятельности фирм во внешней среде, то с приходом XXI ст. человеческий фактор начинает играть решающую роль в стратегиях международного бизнеса.



СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В НАЧАЛЕ XXI ст.


Обратим внимание на несколько исследований, которые сегодня считаются классическими в освещении вопросов стратегического развития организаций, рассматриваемых сквозь призму организационных знаний ("Школа обручения" — Management by Learning, MBL). В этих исследованиях трудовые ресурсы (квалифицированный персонал, организационные знания) трактуются как главный источник конкурентных преимуществ успешных организаций. Например, существует прямая взаимосвязь между уровнем организационных знаний, или комплексностью организации, и ее эффективностью. Проведенный нами анализ деятельности коммерческих ("Приват Банк") и некоммерческих (Государственная таможенная служба Украины) организаций подтверждает этот тезис. Расчеты свидетельствуют, что, если между достижением стратегических показателей и наличием высшего образования, соответствующего должности, корреляция составляет 0,5—0,6, то между системой профессиональной подготовки персонала (непрерывным повышением квалификации) и этими показателями она достигает уже 0,7—0,8.

Представители направления "Школа обучения", первыми обратив внимание на роль способностей и навыков в функционировании организации, включили их в круг факторов, определяющих и формирование, и реализацию стратегии. Рассмотрим, какое воздействие оказала "Школа обучения" на управление и аспекты стратегии в целом, и на основе алгоритма спирали "управление — обучение", предложенной российским автором п, попытаемся продолжить логическую цепь развития стратегического менеджмента в современных организациях.

"Школа обучения" различает формулирование и формирование стратегии. То, что мы привыкли считать созданием стратегии, называется формулированием, тем самым абсолютизируется формальная сторона вопроса. Формирование стратегии является безостановочным процессом, точно так же как безостановочно развиваются ее создатели — организация и персонал — в ходе обучения. Таким образом, речь идет о своеобразном релятивистском обобщении: стратегия, возникая в процессе деятельности, подчас бессознательно, отличается текучестью, изменчивостью во времени. Основатели школы полагали, что стратегия формируется инкрементально, то есть из отдельных мелочей, из решения локальных задач. Впрочем, принципиальная нестойкость, подвижность стратегии имеет свой смысл, ибо характер внешней и внутренней среды организации таков, что невозможно абсолютно безошибочно что-либо предусматривать. Следовательно, стратегия требует постоянной корректировки, и взгляды адептов "Школы обучения" имеют серьезное значение для практики, а отдельные основополагающие принципы так или иначе касаются вообще менеджмента как науки.

Попытаемся обобщить эти принципы:

— внешняя среда настолько сложна и непредсказуема, что ее действенный контроль невозможен. Требуемые для выработки стратегии знания следует непрерывно обновлять. Поэтому создание стратегии должно обрести форму процесса обучения, во всяком случае до тех пор, пока ее формулирование и воплощение станут нераздельными;

— лучшим учеником должен быть руководитель организации, но учиться обязан весь коллектив, и в нем часто есть немало потенциальных стратегов;

— обучение не исключает ретроспективного мышления, то есть анализа предыдущих действий или идей. Субъектом стратегической инициативы в организации может стать не каждый, а только тот, кто имеет определенные задатки к обучению. Стратегии иногда возникают неожиданно, к ним приходят, используя метод проб и ошибок; чья-то случайная идея, подхваченная коллегами, может выкристаллизоваться в стратегию;

— роль руководителя заключается не в том, чтобы представлять себе будущее и формулировать стратегию, а в том, чтобы управлять процессом обучения там, где могут возникать новые идеи. То есть стратегический менеджмент включает в себя умение улавливать неявные связи между мыслями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами;

— стратегии появляются прежде всего как схемы из прошлого, и некоторые из них иногда преобразуются в планы на будущее. Таким образом, их можно рассматривать как общее направление совместной деятельности.

Изложенные принципы обусловливают характерные черты организации, которая учится, а именно:

1. Неудача может научить часто в большей мере, чем успех. Поэтому не следует забывать о допущенных ошибках. Хотя они могут обойтись весьма дорого, часть осуществленных впустую расходов в конечном счете перекрывается, если анализ причин неудачных действий сделан правильно.

2. Решительно отбрасывается принцип: "Если не сломано, не нужно чинить". Даже самый эффективный процесс можно усовершенствовать. Эта возможность иногда скрыта в привычных процедурах, и организация должна периодически ревизовать свою обычную работу, чтобы выяснить, все ли идет как следует, требуется ли корректировка (внедрение новой технологии, новой практики или новых знаний).

3. Считается, что менеджеры, работающие в сферах дизайна, производства, распределения и сбыта, намного компетентнее в своем деле, чем их начальство. Мобилизация знаний сотрудников, их командная работа — это главное. Приветствуя открытость своих менеджеров и непосредственных исполнителей, организация предоставляет им возможность обмениваться идеями и предложениями.

4. Активно распространяется опыт внутри подразделений через совещания, ротации персонала, создание проектных и многофункциональных групп.

5. Значительные усилия уделяются поиску информации во внешней среде, учебе у поставщиков, конкурентов, клиентов и т. д.

Как видим, такая организация во многом является антиподом старой - бюрократической организации: поощряются работа в команде и развитие коммуникативных связей. В результате укореняются навыки организационного обучения, формируется готовность к неожиданностям, к любым изменениям во внешней среде.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.