Рефераты. Стратегический менеджмент в организации






В основу построения любой экономической проблемы может быть положена взаимосвязанная последовательность следующих понятий, объединённые в логические пары или паросочетания:

·        Цели;

·        Задачи, подлежащие решению на данном интервале времени для достижения формулируемых целей;

·        Методы решения задач, направленные на достижение целей;

·        Ресурсы, необходимые для решения задач;

·        Затраты, связанные с достижением целей и всеми предыдущими мероприятиями.

Специалисты по стратегическому менеджменту предлагают также формировать дерево целей. Им называется древообразная ветвящаяся структура разбивки целей по понижающимся уровням. Дерево целей строится поэтапно, сверху вниз, путём последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому смежному уровню. Первый уровень – уровень системы. Второй уровень – уровень подсистем, выделенных по одному и тому же признаку. В основе дерева лежит согласование целей между собой.


1.5 Анализ сред


Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником её жизненной силы. Она представляет собой тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а значит существовать и выживать в определённом промежутке времени. Она же (внутренняя среда) может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, чем обеспечивает себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. На них так также претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Всегда существует угроза, что организация не получит нужные ресурсы из внешней среды, что ослабит её потенциал и приведёт ко многим негативным последствиям.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволит ей поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей и этим давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Чтобы определить стратегию поведения организации и привести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим менеджментом в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении целей.


1.6 Методика ПЭСТ


Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения. Для анализа тенденции изменения внешней среды организации используется техника анализа ПЭСТ, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. Данная методика предполагает изучение четырёх основных факторов, оказывающих влияние на организацию:

·                   Политических.

·                   Экономических.

·                   Социальных.

·                   Технологических.

Кроме этого нужно учитывать такие факторы, как правовой климат, природная среда, демографическая ситуация, культурная среда и так далее. Внешние обстоятельства могут привести к образованию новых рынков сбыта, изменить системы и приоритеты фирм, создать бесконечную череду проблем и открыть массу возможностей перед компаниями.

Технология использования методики ПЭСТ достаточно проста и состоит из нескольких этапов:

1.                 Выделяют факторы, определяющие состояние макросреды компании.

2.                 Факторы выписывают в таблицу отдельно по каждой составляющей каждой макросреды.

3.                 Факторы анализируют и определяют состояние каждого фактора и тенденции его изменения.

4.                 Оценивают характер влияния факторов на деятельность компании (отрицательное или положительное).

5.                 Оценивают степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от -5 до +5.

6.                 Определяют суммарное влияние на фирму всех факторов внешней среды с учётом характера и влияния.

7.                 Разрабатывают план ответных мер.

8.                 Оценивают степень влияния на деятельность компании каждого из факторов.

9.                 Определяют силу и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды.

10.            Определяют, не появились ли новые факторы макросреды, оказывающие влияние на деятельность компании, и возвращаются к первому этапу.


1.7 Методы комплексного анализа макро- и микро – среды предприятия. SWOT – анализ


Для успешного выживания в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на её пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для неё. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие возможности и какие угрозы таит в себе внешняя среда.

Чтобы успешно справляться с угрозами и действительно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них.

Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не использовать их.

Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды выявляет именно то, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Итак, для оценки внутренней среды фирмы, а также внешних возможностей и угроз, в стратегическом управлении применяется метод SWOT (аббревиатура образованна из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы).

Первый этап SWOT – анализа. сначала, с учётом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляется список её сильных и слабых сторон. Сила – это то, в чём компания преуспела, или особенность, открывающая ей дополнительные возможности. Слабость – это отсутствие чего-то важного для её функционирования или то, что не удаётся компании, или ставит её в неблагоприятные условия.

К потенциально сильным сторонам компании можно отнести хорошую репутацию в глазах потребителей, низкие издержки, лидерство, совершенство управления, отлаженную систему обновления продукции и так далее.

К потенциально слабым сторонам компании можно отнести отсутствие чёткой стратегии, устаревшие производственные мощности, плохо организованную систему сбыта, узкую номенклатуру выпускаемой продукции и так далее.

Составляется также список угроз и возможностей организации.

После этого наступает этап установления связи между ними. Для этого составляется матрица SWOT.



Матрица SWOT


возможности

1.

2.

3.

угрозы

1.

2.

3.

сильные стороны

1.

2.

3.


Поле «СИВ»


Поле «СИУ»

слабые стороны

1.

2.

3.


Поле «СЛВ»


Поле «СЛУ»


Слева два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в них вносятся соответственно все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации.

В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуются четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности), поле «СИУ» (сила и угрозы), поле «СЛВ» (слабость и возможности) и поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию пол использованию сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от возможностей, появившихся во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна строиться таким образом, чтобы за счёт появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать стратегию, позволяющую ей избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.