Рефераты. Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России






Таким образом, можно убедиться, что стратегия управления интеллектуальной собственностью одной крупной корпорации может оказывать огромное воздействие на отрасль в целом. «IBM PC — персональный компьютер, архитектура которого стала стандартом де-факто для отрасли на 80-е, 90-е года XX века и первое десятилетие XXI века. Открытая архитектура IBM PC во многом способствовала огромному успеху IBM PC, массовому выпуску PC-совместимых клонов множеством компаний и в конечном итоге наступлению эры персональных компьютеров и компьютерной революции.

Кроме того, конкуренция с IBM и желание превзойти её послужило для многих начинающих компаний мощным толчком для собственного развития. В разное время с IBM конкурировали ещё только начинавшие компании DEC, Intel, Microsoft, Compaq и некоторые другие». [40]

Переход IBM на путь открытых инноваций стал возможен благодаря факторам, обуславливающим размытие модели открытых инноваций, которые в свою очередь стали результатом государственной политики США в сфере конкуренции, стимулирования развития венчурного капитала (Например, закон «Об инвестициях в малый бизнес» 1958 года. Этот закон позволял Агентству по делам малого бизнеса США лицензировать частные компании, инвестирующие в малый бизнес, с целью упростить процесс финансирования и руководства малыми предприятиями США. Кроме того, в 1980 законодательство позволило пенсионным фондам инвестировать в альтернативные виды капиталов, такие как венчурные фирмы)[41], патентного законодательства (например, закон Бэя-Доула 1980 года, который позволил университетам, проводящим исследования  на деньги государства, подавать заявку на патенты, которые будут принадлежать университету, и он сможет выдавать на них лицензии), развития высшего образования.

Подробнее о роли государственной политики в сфере стимулирования открытых инноваций будет рассказано в следующей главе данной работы, кроме того далее будет исследована российская среда на наличие возможности перехода отрасли ИКТ к модели открытых инноваций.

Глава 2. ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ  СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ К ОТКРЫТЫМ ИННОВАЦИЯМ


2.1. Особенности развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в России


К отрасли информационно-коммуникационных технологий относят: услуги по передаче данных, телефонии, разработку, производство, реализацию программного обеспечения, производство оборудования, ИТ-услуги. «Уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний – создают основу устойчивого экономического роста, определяют границы между богатыми и бедными странами».[42] Современные глобальные процессы неразрывно связаны с информационными технологиями. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) быстро и повсеместно проникают во все отрасли экономики, а также являются самостоятельной мощной отраслью мировой экономики, ежегодный темп роста которой в среднем составляет 15 – 20%.[43] Совершенствование системы коммуникаций стирает географические границы, развитие ИКТ является ключевым фактором экономического роста.

Благодаря высокой скорости распространения информационных, создаются реальные возможности для вхождения развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое экономическое пространство в качественно новой роли.[44]

«Создание и развитие такой индустрии как индустрия ИКТ немыслимо без определяющей роли государства в этом процессе. Вырабатывая и реализуя определенную экономическую, правовую и налоговую политику, расставляя приоритеты, государство оказывает влияние на развитие отраслей экономики своих стран. Как отмечает P.B.Evans, государство может играть три роли в развитии отраслей экономики – роль «регулятора», роль «опекуна» и роль собственника (производителя)».[45]

На сегодняшний день отрасль информационно-коммуникационных технологий является одной из самых быстро растущих и развивающихся отраслей в Российской Федерации. На 2006 год в отрасли работает около 500 крупных и средних компаний, объем рынка 3 млрд. долларов США (1%-1,2% от мирового рынка). «По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, доля отрасли ИКТ в ВВП страны в 2007 году достигла 4,8 % (в 2006 году – 4,5 %, а в 2000 году она составляла 3,2 %). Сейчас наблюдается рост темпов экспорта российских ИТ-услуг (с 60-65 % до 85-90 % – в среднем за три года). Объем российского экспорта в сфере информационных технологий в конце 2010 года может достичь 10 млрд. долл. ежегодно против 2 млрд. долл. в 2008 году»[46]. Средний рост российского рынка составляет 15% в год.[47] На рисунке 9 представлено сравнение роста российского рынка информационно-коммуникационных технологий и роста рынков в мире.


Рис. 9 .Рост рынка ИКТ в России 2006-2007 гг. в %









Источник: URL:

#"#_ftn48" name="_ftnref48" title="">[48]

Стоит отметить, что в отрасли наблюдается «довольно высокий уровень концентрации, почти половина всех доходов в 2007 году пришлась на долю 10 крупнейших компаний, и процесс укрупнения продолжает увеличивать темпы»[49].

В качестве основных мер государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий в России можно выделить следующие программы: ««Глобальная навигационная система», «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 гг.)» и «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. Предусмотрены также ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг., а также «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.»»[50].

Динамика развития отрасли ИКТ в России и за рубежом требует постоянного поддерживания конкурентоспособности организаций, что возможно лишь при непрерывном внедрении инноваций. Поэтому скорость создания инноваций выступает решающим фактором, определяющим конкурентоспособность той или иной организации. В рамках открытых инноваций устанавливаются партнерские связи в области научных исследований и разработок, усиливаются контакты между компанией и ее клиентами, партнерами, поставщиками, которые могут выступать в качестве дополнительных источников инноваций, ускоряя тем самым темпы внедрения инноваций. Таким образом, сегодня использование открытых инноваций может стать ключевым фактором усиления конкурентоспособности российской отрасли ИКТ. На данный момент наиболее ярким примером открытых инноваций, который используется в России, выступает программное обеспечение с открытым исходным кодом. Однако распространение открытых инноваций в России пока еще слишком невелико. Далее будет произведена оценка возможности более широкого распространения открытых инноваций в России.

 

2.2 Возможности перехода к открытым инновациям в России


В первой главе данной работы шла речь о тех факторах внешней среды, которые послужили почвой для перехода от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций, эти предпосылки появились в результате естественного развития и являются необходимыми условиями для создания инноваций в рамках модели открытых инноваций. Таким образом, для того чтобы осуществить переход от модели закрытых инноваций к модели открытых инноваций, необходимо создать такую институциональную среду, в которой была бы возможность существования всех этих факторов. Степень возможности перехода от закрытых инноваций к открытым можно оценить по тому, насколько полно отвечают макроэкономические и институциональные факторы предпосылкам, обуславливающим возможность перехода к модели открытых инноваций. Кроме того, меры по стимулированию перехода к открытым инновациям, в общем смысле, могут сводиться к мерам, стимулирующим появление данных предпосылок. 

Как уже было сказано в первой главе, степень распространения знаний является одним из основных факторов, определяющих возможность возникновения модели открытых инноваций. Критерии оценки степени распространенности знаний:

1.                Число патентов. Количество выданных патентов является одним из важнейших индикаторов инновационной активности экономики той или иной страны. На рисунке представлен график динамики выдачи патентов в Российской Федерации с 1999 по 2008 год (см. Рис. 10), здесь отчетливо прослеживается тенденция увеличения количества выданных патентов, то есть с каждым годом патентуется все большее количество инноваций. Данный факт говорит об усилении активности экономических агентов в сфере создания и внедрения инноваций, что означает увеличение общего объема знаний в экономике. Однако если сравнить количество патентов, выданных в 2008 году в Российской Федерации и в Соединенных Штатах Америки, а это 42138 и 157772 патента соответственно (патентов, выданных в США, на 374% больше), можно говорить о серьезном отставании России в сфере инноваций.


Рис. 10. Динамика выдачи патентов в Российской Федерации в 1999-2008 гг. (штук).

Составлено по: URL:

#"#_ftn51" name="_ftnref51" title="">[51] от всех затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что практически соответствует аналогичному показателю в США (24%), который приводился в первой главе. Данный факт говорит о том, что в России имеет место общемировая тенденция по усилению роли небольших предприятий в сфере инноваций. Такая тенденция является одним из основополагающих факторов,  влияющих на возможность перехода к модели открытых инноваций, так как этот показатель косвенно информирует о степени монополизации знаний. Если небольшие компании делают крупные инвестиций в инновации и активно проводят исследования, то крупным компаниям становится все труднее конкурировать с начинающими фирмами и университетами за то, чтобы привлечь самых лучших, самых талантливых исследователей в свои научные лаборатории, а также за то, чтобы первыми производить внедрение инноваций. Всё это подрывает их превосходство в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.