Рефераты. Стиль управления
Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого
подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный
стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед
исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их
работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй
план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего
полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и
контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно
принимают решения на основе обсуждения и ищут в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический
климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному
принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель
же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности,
поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного
решения.
Применение
этого стиля находит все большее распространение в связи с растущими масштабами
научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами
высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и
проч. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к
самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их
деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и
вознаграждения.
В
передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль —
доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное
управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический
климат. Подобное “мягкое управление”, нацеленное на создание “управляемой
автономии” отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение
новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.
В
то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский,
когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки “выдвиженцев”.
Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и
более авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть
находится и его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от
своих добровольных помощников.
Для оценки эффективности
каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил
рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как
отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных
элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях
оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Иными словами, сегодня
для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза
больше элементов убеждения, чем принуждения.
В заключение приведем
сводную таблицу характеристик авторитарного, демократического и либерального
стилей управления, предложенную Э. Старобинским (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика
стилей руководства
Объект сравнения
Стили управления
Авторитарный
демократический
либеральный
Способ принятия решений
Единоличный
На основе консультаций с
подчиненными
На основе указаний сверху или
мнения группы
Способ доведения решений до
Приказ
Предложение
Просьба, упрашивание
исполнителя
Распределение ответственности
Полностью в руках
руководителя
В соответствии с полномочиями
Полностью в руках
исполнителей
Отношение к
Допускается
Поощряется и
Полностью
инициативе
используется
передается
подчиненных
подчиненным
Принципы подбора кадров
Избавление от сильных
Ориентация на деловых,
знающих
конкурентов
сотрудников и по
мощь им в карьере
Отношение к знаниям
Считает, что все сам знает
Постоянно учится и требует
того же
Безразличное
от подчиненных
Отношение к общению
Отрицательное, соблюдает
дистанцию
Положительное, идет на
контакты
Инициативы не проявляет
Отношение к подчиненным
По настроению, неровное
Ровное, доброжелательное,
требовательное
Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине
Жесткое, формальное
Разумное
Мягкое, формальное
Отношение к стимулированию
Наказание с редким поощрением
Поощрение с редким наказанием
Нет четкой ориентации