Рефераты. Становление и совершенствование дисциплины "Тайм-менеджмент"






Подводя итоги, о ситуации с тайм-менеджментом в современной России можно сказать, что наша экономика на начало XXI века находится в весьма странном положении. С одной стороны, в стране есть высокотехнологичные предприятия, по своему уровню вполне соответствующие мировым стандартам предприятия XXI века. На уровне производственных технологий и организации системы управления в целом эти организации копируют западный (высокоэффективный во временном аспекте) инжиниринг. Беда в том, что копирование это часто не складывается с российской безвременной или американской временной ментальностью.

Перед сотрудниками и руководителями по-настоящему современных российских предприятий стоит задача коррекции ментальности, адаптации (прежде всего, психологической) к той временной реальности, которая создана в их организации, на характерном для их организации рынке, в экономике страны, в мировой экономике в целом.

С другой стороны, существуют организации (малый и средний бизнес), которые создаются «с чистого листа», причем людьми, которые даже не имеют основательного экономического образования. До определенной стадии эти организации растут стихийно, но рано или поздно сталкиваются с проблемой «наведения порядка» в организационной структуре и процессах. Кто-то пытается сделать это сам, кто-то приглашает квалифицированных менеджеров или консультантов.

Как было отмечено выше, организации первого типа (современные предприятия с качественным инжинирингом) нуждаются преимущественно в гуманизации тайм-менеджмента. Задача гуманизации тайм-менеджмента с поправкой на российскую ментальность, в общем-то, аналогична рассмотренной выше задаче, актуальной для современного западного тайм-менеджмента. Организации второго типа (подросший малый бизнес) нуждаются в серьезном реинжиниринге, где создание системы управления временем тесно переплетено с решением технологических задач (например, описанием оргструктуры, включая написание внятных должностных инструкций, описанием и формализацией бизнес-операций и т.п.). Работа с российскими организациями второго типа зачастую возвращает консультанта по тайм-менеджменту в эпоху Тейлора, когда приходится объяснять клиентам самые азы анализа трудовых операций, учета и нормирования рабочего времени и т.п. Таким образом, российский тайм-менеджмент представляет собой весьма пеструю смесь, в которой (в зависимости от уровня знаний и запросов клиента) спокойно уживаются как простейшие способы хронометража времени Тейлора, так и внедрение сложнейших компьютеризированных систем управления временем, интегрирующих информационные и производственные процессы внутри всей организации. [10; с. 92–104]        

Единственной организацией, специализирующейся на корпоративном консультировании по тайм-менеджменту в современной России, является московская консалтинговая фирма «Организация времени», возглавляемая Глебом Алексеевичем Архангельским.

В заключение отметим, что если в ближайшие годы в России не произойдет значительных социально-политических и экономических перемен, то у консультирования в области тайм-менеджмента – большое будущее. При переходе отечественного рынка товаров и услуг в зрелое насыщенное состояние, а также при выходе отечественных товаропроизводителей на мировой рынок, давление времени на все экономические процессы (и на человека) станет гораздо более ощутимым. Руководители неизбежно придут к осознанию необходимости того, что с технологиями оптимизации времени нужно считаться.


Заключение


Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

1)                Тема внедрения технологий тайм-менеджмента в деятельность предприятия по мере развития социума и экономики, повышения динамичности изменений, увеличения в конечном продукте «информационной составляющей», становится значимым фактором эффективности организации. Выделим три основных подхода к вопросам тайм-менеджмента: научный менеджмент, классический тайм-менеджмент и современный самоменеджмент.

2)                Место и роль тайм-менеджмента в системе управления организацией следует рассматривать в трех основных направлениях: тайм-менеджмент как средство самоменеджмента, тайм-менеджмент как элемент корпоративных стандартов, тайм-менеджмент как инструмент организационного развития.

3)                Тайм-менеджмент как составляющая системы менеджмента организации должен быть рассмотрен в следующих направлениях: тайм-менеджмент как средство самоменеджмента, как элемент корпоративных стандартов, как инструмент организационного развития. Организационный тайм-менеджмент необходимо определить как совокупность технологий внедрения и адаптации технологий тайм-менеджмента в систему менеджмента предприятия, а именно, как путь от персональной организации труда сотрудника к эффективности фирмы или ее структурного подразделения или проекта.

4)                Проведен исторический анализ и выделены основные этапы формирования предпосылок для развития современного тайм-менеджмента. По мере возрастания роли умственного, управленческого и творческого труда в деятельности организации классическая школа менеджмента с ее взглядом на руководство предприятия как единственный катализатор повышения личной эффективности персонала, выступающего лишь объектом воздействия и пассивной величиной, теряет прежнюю актуальность. Экономика и социум в начале XXI века находится в весьма странном положении. С одной стороны, в стране есть высокотехнологичные предприятия, по своему уровню вполне соответствующие мировым стандартам предприятия XXI века. На уровне производственных технологий и организации системы управления в целом эти организации копируют западный (высокоэффективный во временном аспекте) инжиниринг. Беда в том, что копирование это часто не складывается с российской безвременной или американской временной ментальностью.

Перед сотрудниками и руководителями современных предприятий стоит задача коррекции ментальности, адаптации (прежде всего, психологической) к той временной реальности, которая создана в их организации, на характерном для их организации рынке, в экономике страны, в мировой экономике в целом.

5) Конкретные технологии тайм-менеджмента (такие как «принцип Эйзенхауэра», «система Франклина», «принцип Парето», «Анализ А, Б, В», «тест SMARTS», «семь R тайм-менеджмента», методики планирования, делегирования, использования «краеугольного времени» и т.п.) направлены на преодоление или нивелирование факторов, приводящих к неэффективному использованию времени. Рассмотрены основные причины, приводящие к потерям времени, которые благодаря систематическому использованию методик тайм-менеджмента можно ликвидировать.

6)                В настоящее время к основным ограничениям наиболее широко распространенных систем самоменеджмента, обобщенных под названием «классический тайм-менеджмент», можно отнести: жесткость планирования, неадекватная динамично изменяющейся бизнес-среде с высокой степенью неопределенности; существующая система технологий внедрения и применения методов самоменеджмента в корпоративном контексте нуждается в доработке и развитии для достижения целей по превращению методов тайм-менеджмента в часть системы управления организацией, ее развития и повышения эффективности.


Библиографический список

1.     Адамс, Б. Время: секреты управления. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.

2.     Азарова, О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 160 с.

3.     Аллен, Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. – М.: Вильямс, 2007. – 368 с.

4.     Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

5.     Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс, 1997. – 608 с.

6.     Архангельский, Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент. – М.: Альпина бизнес бук, 2006. – 286 с.

7.     Архангельский, Г.А. Организация времени. – СПб.: Питер. – 2006. – 448 с.

8.     Архангельский, Г.А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. – М.: АиСТ-М, 2003. – 190 с.

9.     Атаманчук, Г.В. Управление – фактор развития (размышления об управленческой деятельности). – М., 2002. – 374 с.

10.                      Афанасьеф, В.Г. Системность и общество. – М., 1980.

11.                      Бачинин, В.А., Сандулов Ю.А. История Западной социологии. Учебное пособие. – СПб: Лань, 2002. – 384 с.

12.                      Бишов, А., Бишов, К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально. – М.: Омега-Л, 2005. – 125 с.

13.                      Вронский, А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д.: Феникс, 207, – 224 с.

14.                      Волков, Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. М., 2000. – 450 с.

15.                      Волков, Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.

16.                      Горбачев, А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2. – М.: ДМК-пресс, 2007. – 128 с.

17.                      Горемыкин, В.А., Богомолов, А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. – М.: 1997. – 420 с.

18.                      Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Университет, 2000. – 216 с.

19.                      Гранин, Д. Эта странная жизнь. – М.: 1974. – 78 с.

20.                      Гупалов, В.К. Управление рабочим временем на предприятии. – М.: Полярис, 2001. – 192 с.

21.                      Гуров, Н.Л. Социология. – М.: Полярис, 1999. – 370 с.

22.                      Гурьянов, С.Г. Социология управления. – М.: 1994. – 396 с.

23.                      Добротворский, И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии. Практическое руководство для решения повседневных проблем. – М.: Приор-издат, 2003. – 272 с.

24.                      Друкер, П. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: Вильямс, 2000. – 272 с.

25.                      Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер. – пер. с англ. – М.: Гранд, 2002. – 272 с.

26.                      Жюльен, Ф. Трактат об эффективности. – М.-СПб.: Московский философский фонд Университетская книга, 1999.

27.                      Зайверт, Л. Ваше время в ваших руках: советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время. – М.: Интэрэксперт, 1995. – 208 с.

28.                      Зайверт, Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

29.                      Захаренко, Г.В. Тайм-менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.

30.                      Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. – СПб.: Питер, 2003. – 455 с.

31.                      Калинин, С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. – 341 с.

32.                      Керженцев, П.М. Борьба за время. – М.: Экономика, 1965. – с. 280

33.                      Кинан, К. Управление временем. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

34.                      Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Омега-Л, 2005. – 114 с.

35.                      Мерзлякова, Е.Н. Эффективный тайм-менеджмент для офисного работника. СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

36.                      Моргенстерн, Д. Технология эффективной работы. 9 ключевых навыков самоорганизации. – М.: Добрая книга, 2008. – 336 с.

37.                      Попов, Г.Х. Техника личной работы. – М.: Советская Россия, 1992. – 246 с.

38.                      Прентис, С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

39.                      Тики Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Мастер-класс по организации рабочего дня. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 65 с.

40.                      Тики Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

41.                      Фрай, Р. Стань организованным. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 128 с.

42.                      Ягер, Д. Творческое управление временем в новом веке. – М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.