Рефераты. Стандарты РФ в системе управления качеством продукции







Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: испытание типа, проверку производства, инспекционный контроль и рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

Содержание способов доказательства сводится к следующему. Испытание типа, т. е. испытание одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. В схеме 7 производится испытание партии продукции, которая отбирается с использованием метода статистического контроля, а в схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции, т. е. имеет место ужесточение контроля испытаний при переходе от схемы 1 к схеме 8.

Проверка производства применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Этот способ доказательства является главным для оценки производства скоропортящейся продукции, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.

Наиболее высокая надежность проверки производства достигается при сертификации системы качества (схемы 5 и 6).

Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. ИК проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства).

Рассмотрение заявки-декларации — это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Заимствован и введен из практики сертификации в ЕС. Способ заключается в том, что руководитель предприятия представляет в орган по сертификации заявку-декларацию с приложением к ней протоколов испытаний, а также информации об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ находит применение при сертификации продукции зарубежных изготовителей, имеющих высокую репутацию на рынке, а также при сертификации продукции малых предприятий, продукции, например, фермеров и т. п.

Область применения и содержание схем сертификации, приведенных в табл. 1, сводится к следующему.

Схема 1 ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции.

Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ (оценку) состояния производства.

Схема 2 усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель получает сертификат соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории.

Схема 2а содержит дополнение к схеме 2 - анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата.

Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата — инспекционный контроль путем испытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой потребителю. Образец подвергается испытанию в лаборатории.

Схема За предусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3.

Схема 4 состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.

Схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.

Схема 5 самая сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества, либо сертификацию самого производства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, — как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схема 6 подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схема заключается в оценке на предприятии действующей системы качества органом по сертификации, но если сертификат на систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.

Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в лаборатории с последующей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный контроль не проводится.

Схема 8 состоит из испытания каждого изделия, изготовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения, органом по сертификации о выдаче сертификата.

Схема 9-10а опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надежности системы контроля качества ее при производстве. Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата соответствия.[5, 595c]


3. ГТК, ГОСТ стандарты РФ в системе управления качеством продукции


Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл также называют петлей качества. Его разбивают на более мелкие этапы: маркетинг, поиск и изучение рынка, проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка производственных процессов, производство, контроль, проведение испытаний и обследований, упаковка и хранение, реализация и распределение продукции, монтаж и эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация после использования.

По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для технических изделий обеспечение качества означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изначально могут выполнять заданные функции.

Управление качеством продукции представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин. Примером управления качеством может служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет предупреждать появление дефектов и отклонений и поэтому более предпочтителен, чем методы, связанные с управлением качеством по уже случившимся отклонениям.

В связи с этим цель постоянного улучшения качества продукции заключается либо в улучшении параметров продукции, либо в повышении стабильности качества изготовления, либо в снижении издержек.

Общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления в России регламентируется ГОСТ Р.

По ГОСТ стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Объектом стандартизации может быть продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

В более широком смысле под объектом стандартизации понимается продукция, работа (процесс) и услуга, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Стандартизация может ограничиваться только отдельными свойствами объекта.

Как объект стандартизации услуга охватывает производственные услуги для предприятий и организаций, а также услуги для населения.

Нормативный документ по стандартизации — документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

Стандарты направлены на достижение оптимальной пользы для общества и базируются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта.

Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.

К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти.[1, 118c]


4. Контроль и применяемые санкции


Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.[5, 745c]


Заключение


Итак, качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

Международный и российский опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках систем менеджмента качества, которые охватывают весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации.

Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые составляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, позволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.

Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов.

Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции.



Список литературы

1.   Ващенко В.К. «Экономика предприятия» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008-429с

2.   Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» - Москва: ЮНИТИ, 2007-374с

3.   Лактионов Б.И. «Метрология, стандартизация и сертификация» - Москва: Высшая школа, 2007-611с

4.   Мишин В.М. «Основы стандартизации, метрологии и сертификации» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007-519с

5.   Радкевич Я.М. «Метрология, стандартизация и сертификация» - Москва: Высшая школа, 2007-767с


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.