Рефераты. Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в ВУЗах






Реализация изложенных принципов применительно к СМК научно-образовательной продукции вуза связана с решением целого ряда задач, таких как:

постоянное изучение требований потребителей;

систематический анализ тенденций развития в областях знаний, соответствующих компетенции вуза;

постоянное изучение конъюнктуры мирового рынка в сфере образования и науки;

систематическая актуализация миссии, целей и политики вуза;

тесное взаимодействие с поставщиками (школами, гимназиями, лицеями, колледжами) и субподрядчиками;

применение образовательных программ, соответствующих мировым нормам и требованиям.

Описание принципов создания и совершенствования СМК в вузах позволяет перейти к определению состава работ по их практическому внедрению.

Необходимость реализации принципов TQM связана с главной задачей современной системы образования — совершенствованием учебных программ и повышением качества предоставляемых образовательных услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям нынешнего этапа экономического развития страны.

Внедрение принципов TQM в образовательном учреждении, как и на предприятиях промышленности или сферы услуг, должно проводиться в несколько этапов.

1. Высшее руководство принимает решение о выполнении работ по внедрению TQM-подходав управление организацией. Нужно отметить, что этот этап самый ответственный и значимый с точки зрения принятия последующих решений. Необходимо четкое понимание всех потенциальных проблем, связанных с изменением организационной структуры, с затратами на менеджмент, обеспечение и повышение качества (например, в сфере промышленности объем данных расходов составляет не менее 5–10% от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т.д. Также нужно определить те преимущества, которые получит организация, и сроки, в которые эти преимущества будут достигнуты.

2. Разрабатывается стратегия TQM (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).

3. Создается совет по качеству, возглавляемый руководителем организации, и назначаются должностные лица, ответственные за качество в компании и каждом подразделении.

4. Все сотрудники организации информируются о внедрении TQM-подхода и тех преимуществах, которые будут получены после проведения полного комплекса работ.

5. Создаются системы нормативно-правового обеспечения, контроля и отчетности, информированности и ответственности.

6. Разрабатываются руководства по качеству, методические рекомендации по всем процессам организации, рабочие инструкции для каждого сотрудника компании.

7. Реорганизуется структура управления с целью устранения барьеров между подразделениями при осуществлении деятельности, связанной с вопросами качества.

8. Выбираются основные направления (темы, проекты) для повышения качества.

9. Формируются группы (команды) для улучшения процессов.

10. Выполняются рекомендации, выработанные этими группами.

Для внедрения TQM-подхода в образовательных учреждениях создается совет по качеству, который определяет основные направления для улучшения процессов. Совет также формирует группы сотрудников для выполнения одной из ключевых задач реализации принципов TQM— оптимизации тех или иных процессов. Основные этапы работы таких групп представлены на рис. 2.



Группы по улучшению процессов могут быть созданы для работы в области методов преподавания, критериев оценки знаний студентов, способов оценки деятельности преподавателей, налаживания контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирования, повышения комфортности проживания в общежитиях и т.д.

Успешное внедрение TQM-подхода требует в первую очередь наличия квалифицированного персонала в самой организации, а также способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности, т.е. необходимо работать и на внутренний (для самого вуза) и на внешний (для других компаний) рынки.

В наступившем веке качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любого государства, и особенно России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся ключевыми факторами, определяющими не только экономику, но и политику нового времени.

Уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую зависящий от качества высшего образования, становится важнейшим условием не только экономического и социального развития, но и экономической и политической самостоятельности государства, условием его выживания.

Минобрнауки РФ поставило перед вузами страны задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг. Способом выполнения данной задачи является внедрение СМК в вузах. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого института. Ее решениетребует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества, высшей школы.

В данной статье предложена концепция создания и совершенствования СМК в вузах. Внедрение такой системы позволит российским учебным заведениям повысить качество подготовки специалистов и даст возможность конкурировать на рынке образовательных услуг, а России — осуществить переход к рыночной экономике и реализовать намерение выйти в единое европейское и мировое пространство в сфере высшего образования.

Политикой руководства в области качества определены следующие группы потребителей образовательных услуг:

внешние (работодатели);

заказчики научно-исследовательских работ (НИР);

внутренние (персонал и обучаемые).

ГУУ получил признание у потребителей не только на территории России, но и в странах СНГи дальнего зарубежья. Университет сохраняет свою филиальную сеть. Основными потребителями научной продукции вуза являются предприятия практически всех регионов России.

В соответствии с реализуемой политикой в области качества в университете внедряется процессный подход. Процессы разбиты на три группы: 1) процессы менеджмента; 2) основные бизнес-процессы; 3) обеспечивающие процессы.

Данный подход направлен на создание и развитие в ГУУ эффективной системы менеджмента и ее главного бизнес-процесса — научно-образовательного. Процессная модель разработана в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008, моделей совершенства с учетом опыта вузов-лидеров и типовой модели системы качества вуза. Наиболее детализирован образовательный бизнес-процесс, включающий шесть стадий (первая — маркетинг, последняя — трудоустройство). В группе обеспечивающих процессов выделен процесс мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон. Взаимодействие этих процессов в системе отражено в карте процессов ГУУ.

Для обеспечения эффективности управления процессами и организации их взаимодействия определены:

цели

процессов;

входные и выходные данные процессов;

владельцы процессов;

нормативные документы, регламентирующие деятельность в рамках процесса;

измеряемые параметры процесса;

показатели результативности;

методики и периодичность расчета каждого показателя.

Управление процессами осуществляется при помощи комплекса документов СМК ГУУ. Степень документированности процессов зависит от их сложности, важности и взаимодействия. В СМК ГУУ выделены шесть уровней документации, включающей:

документы по управлению качеством (три уровня);

документы по обеспечению качества;

документы по подтверждению качества (записи);

базовые документы (внешние нормативы).

Документация по управлению качеством служит для описания процессов и требований. Она имеет иерархическую структуру (8 разделов), отражающую взаимосвязь процессов вуза и позволяющую управлять ими с помощью идентификационных признаков. При разработке процесса управления документацией СМК был использован опыт Московского института стали и сплавов, Всероссийского научно-исследовательского института сертификации и Всероссийской организации качества.

Уровень выполнения договорных обязательств с заказчиками специалистов характеризуют данные о гарантиях трудоустройства выпускников: на первом курсе около 30% студентов обеспечены договорами на трудоустройство, на втором — более 50%, на третьем — около 60%, на четвертом — 70%, на пятом — более 90% выпускников уже определяются с местом будущей работы. Анализ эффективности рекомендаций от долговременных заказчиков выпускников вуза осуществляется на основе определения портрета нового потребителя и его лояльности.

Основная деятельность ГУУ связана с предоставлением образовательных услуг, реализуемых в рамках образовательного бизнес-процесса. ГУУ на лицензионной основе оказывает многоуровневые образовательные услуги, которые включают:

довузовское образование (13 специальностей начального профессионального образования и 19 — среднего профессионального образования);

высшее профессиональное образование (39 направлений и 69 специальностей);

послевузовское образование (54 специальности аспирантуры и 17 — докторантуры; 59 программ дополнительного образования).

Кроме того, к числу услуг ГУУ относятся НИР, выполняемые в рамках бизнес-процессов научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности.

ГУУ применяет в менеджменте процессов стандарты ISO 9000 и модель делового совершенства EFQM1. Использование методов управления качеством для проектирования процессов и постановки целей осуществляется с учетом:

анализа рынков образовательных услуг и труда;

обязательных нормативных требований;

требований работодателей;

оценки апробированных технологий;

анализа воспроизводимости и согласованности спроектированных процессов на основе аудитов;

данных об удовлетворенности потребителей, полученных в ходе опросов и анкетирования.

Большая роль в улучшении процессов ГУУ отводится совершенствованию партнерских отношений с заказчиками образовательных услуг и научных исследований. Это позволяет не только точнее выявить их потребности, но и эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. Выстраивание таких отношений помогает повысить конкурентоспособность университета и расширить возможности сотрудничества. Высшее руководство устанавливает стратегические цели (включая цели соответствующих процессов) и ≪развертывает≫ их на всех уровнях, формирует систему оценки целей (KPI) и процессов.

СМК образования имеет многокомпонентный характер. Помимо всех структур вуза, являющихся объектами управления, в нее входят:

структурно-функциональная модель управления качеством образования;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.