1. Деловая единица(бизнес-единица) — подразделение, продуктовая линия или центр прибыли.
2. Обслуживаемый рынок — часть общего рынка, на котором конкурирует фирма.
PIMS-анализ оценивает: изменения в конкурентной позиции фирмы; стратегии, применяемые для ее достижения; окончательную прибыльность.
Анализ показывает, что на прибыльность предприятия постоянно влияют три группы факторов. Первая группа описывает конкурентную позицию фирмы, включая занимаемую долю рынка и относительное качество продукции. Вторая отражает структуру производства, включая интенсивность инвестиции и производительность труда. Третья группа отражает относительную привлекательность уровня роста рынка и характеристик потребителей. Все вместе эти переменные объясняют от 65 до 70 процентов вариантов прибыльности рассмотренных предприятий. Назначение PIMS-проекта состоит в применении этого опыта к решению специфичных стратегических вопросов. Эти вопросы включают:
• Какой уровень денежных потоков и прибыли является «нормальным» для данного типа предприятий, учитывая их рыночное окружение, конкурентную позицию и используемую стратегию?
• Если бизнес продолжается, то какую долю рынка и результата прибыльности следует ожидать в будущем?
• Как на этот результат повлияют изменения в стратегии?
• Как добивались результата предприятия той же или других отраслей, действовавшие в аналогичных условиях и с похожей конкурентной позицией, используя различные типы стратегий?
Ответы на эти вопросы помогут оценить возможные альтернативные варианты при разработке стратегии.
База данных PIMS представлена большим количеством отраслей промышленности, множеством товаров, рынков и географических регионов. Большинство из них расположены в Северной Америке, хотя 600 из 2800 предприятий находятся в Великобритании, Европе и других странах.
Результаты PIMS-проекта. Данный анализ обнаружил связи между стратегией и эффективностью деятельности компании. Эти отношения помогут менеджерам понять и предвидеть влияния стратегических решений и условий рынка на эффективность деятельности компании. Ниже перечислены наиболее общие связи между стратегией и эффективностью:
• В отдаленной перспективе важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность деятельности подразделений компании, будет качество товаров и услуг компании по отношению к ее конкурентам.
• Доля рынка и прибыльность тесно связаны между собой.
• Высокая интенсивность инвестиций активно влияет на прибыльность.
• Многие предприятия — так называемые «собаки» и «знаки вопроса» - приносят прибыль, тогда как многие «дойные коровы» ее не дают.
• Вертикальная интеграция прибыльна лишь для некоторых предприятий, для других - нет. Для предприятий с небольшой долей рынка показатель возврата инвестиций выше, когда степень вертикальной интеграции низкая. Для предприятий, занимающих доли рынка больше средних, показатель возврата инвестиций самый высокий либо при низком, либо наоборот - высоком уровне вертикальной интеграции.
• Большинство стратегических факторов, увеличивающих возврат инвестиций, также оказывают положительное влияние на долгосрочную стоимость предприятия в будущем.
Ограничения PIMS-модели. Некоторые элементы PIMS-модели подвергаются критике - от определения методов сбора информации и точности данных до беспричинных связей между ними. Критика эта справедлива и предупреждает о необходимости осторожного использования полученных результатов. PIMS-анализ может дать пользователю ложное чувство точности и силы предвидения. Его следует рассматривать как дополнительный источник идей для стратегического планирования, используемый наряду с собственным опытом, взглядами и анализом.
Практическое применение. Довод о том, что структура индустрии, конкурентная позиция предприятия, структура его затраты/прибыли/инвестиции и конкурентные стратегии, используемые им, существенно влияют на прибыльность, обладает сильной интуитивной привлекательностью.
Практики знают, что позиция доминирующего рыночного лидера на растущем рынке с привлекательными возможностями получения доходов и умеренной потребностью в инвестициях принесет высокую прибыль. С другой стороны, предприятие, находящееся на третьей или четвертой конкурентной позиции зрелого рынка с низкой нормой прибыли, получит низкую прибыль или убытки. PIMS показывает, что названные структурные показатели существенно влияют на прибыльность предприятия, и что компаниям следует искать конкурентные структуры и позиции, которые обеспечили бы им преимущества по прибыли.
SWOT анализ
SWOT- метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Данный анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
Этап 1.
1. Перечисление сильных и слабых сторон.
2. Перечисление возможностей и угроз.
Этап 2.
1. Подробное описание сильных и слабых сторон.
2. Подробное описание возможностей и угроз.
Этап 3.
Следующим этапом возможности и угрозы, выявленные в процессе анализа, разбиваются на три группы по приоритетности, необходимости концентрации усилий и средств и тщательности мониторинга.
Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности.
Этап 4
Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи. Об этом виде анализа мы ещё поговорим позднее.
PEST-анализ
(иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании (рис. 7)
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Таблица.1.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
· Текущее законодательство на рынке
· Будущие изменения в законодательстве
· Европейское/международное законодательство
· Регулирующие органы и нормы
· Правительственная политика, изменение
· Государственное регулирование конкуренции
· Торговая политика
· Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
· Выборы на всех уровнях власти
· Финансирование, гранты и инициативы
· Группы лоббирования/давления рынка
· Международные группы давления
· Экологические проблемы
· Прочее влияние государства в отрасли
· Экономическая ситуация и тенденции
· Динамика ставки рефинансирования
· Уровень инфляции
· Инвестиционный климат в отрасли
· Заграничные экономические системы и тенденции
· Общие проблемы налогообложения
· Налогообложение, определенное для продукта / услуг
· Сезонность / влияние погоды
· Рынок и торговые циклы
· Платежеспособный спрос
· Специфика производства
· Товаропроводящие цепи и дистрибуция
· Потребности конечного пользователя
· Обменные курсы валют
· Основные внешние издержки
o Энергоносители
o Транспорт
o Сырье и комплектующие
o Коммуникации
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
· Демография
· Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы
· Структура доходов и расходов
· Базовые ценности
· Тенденции образа жизни
· Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии
· Модели поведения покупателей
· Мода и образцы для подражания
· Главные события и факторы влияния
· Мнения и отношение потребителей
· Потребительские предпочтения
· Представления СМИ
· Точки контакта покупателей
· Этнические / религиозные факторы
· Реклама и связи с общественностью
· Развитие конкурентных технологий
· Финансирование исследований
· Замещающие технологии/решения
· Зрелость технологий
· Изменение и адаптация новых технологий
· Производственная емкость, уровень
· Информация и коммуникации
· Потребители, покупающие технологии
· Законодательство по технологиям
· Потенциал инноваций
· Доступ к технологиям, лицензирование, патенты
· Проблемы интеллектуальной собственности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10