. своевременное отражение изменяющихся потребительских приоритетов в разработке новых моделей, уменьшение времени сменности и модернизации модельного ряда;
. активный поиск возможностей формирования стратегических альянсов с крупными инвесторами в различных направлениях нашей деятельности.[3]
АВТОВАЗ на правах собственности владеет акциями и долями 237 обществ, в которых осуществляет корпоративное управление и контроль за деятельностью.
Волжский автомобильный завод на главном конвейере производит переднеприводные автомобили десятого семейства, а также «Жигули» всех моделей; на совместном предприятии «GM-АВТОВАЗ» производятся полноприводные автомобили «Шевроле-Нива»; на заводе в Сызрани производятся автомобили девятого семейства; на Серпуховском заводе и на КамАЗе производятся микролитражные автомобили «Ока»; фирма «ВАЗинтерсервис» производит пикапы на базе автомобилей ВАЗ. Готовится к серийному производству новое семейство автомобилей «Калина».
3. ИЖМАШ как конкурирующая компания.
[pic]
Миссию ИЖМАШа не удалось найти, на официальном сайте о ней не говорится ни слова. Это может означать лишь одно из двух:
. в фирме происходит такой беспорядок, что у высшего руководства нет ни сил, ни времени, чтобы сформулировать миссию;
. высшее руководство вообще не знает, что такое миссия фирмы.
С точки зрения конкурентной борьбы это только плюс для ВАЗа, поскольку, не имея миссии, невозможно эффективно вести дела фирмы.
По данным официального сайта, сейчас ОАО "ИЖМАШ" - крупное многопрофильное машиностроительное предприятие, выпускающее:
- малолитражные автомобили;
- мотоциклы;
боевое стрелковое и спортивно-охотничье оружие,
- авиационные пушки, высокоточные управляемые артиллерийские снаряды;
контрольно-проверочные машины комплексов управляемого вооружения;
станки;
- высококачественный инструмент и точные заготовки. Также ИЖМАШ имеет собственный металлургический завод. Финансовое положение ИЖМАШа неустойчивое и характеризуется долгами в огромных размерах; выручка – почти в 1000 (!) раз меньше, чем у ВАЗа; штат сотрудников также несоизмеримо мал. Однако и этого достаточно, чтобы автомобили ИЖ могли занять сегмент рынка, принадлежащий ВАЗу (то есть сегмент недорогих заднеприводных автомобилей). Посмотрим более подробно, каково положение ВАЗа и дадим рекомендации относительно дальнейшего развития. [4]
4. Сопоставление профилей (по методике Х. Маккея)
1. Родословная - Название фирмы
[pic] ОАО «АВТОВАЗ»
[pic] Концерн «ИЖМАШ»
- Местонахождение главного правления
[pic] 445633, г. Тольятти, Южное шоссе, д. 36
[pic] 426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, проезд Дерябина, д. 3.
- Находится в государственном или в частном владении?
[pic] Находится полностью в частном владении.
[pic] Все предприятия находятся в частном владении, кроме оружейного завода – 25% его акций находятся в государственном владении.
2. Физические характеристики - Количество предприятий
[pic] 3: АВТОВАЗ, совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» [по выпуску автомобилей «Шевроле-Нива»], дочернее предприятие «ВАЗинтерсервис»
[по выпуску пикапов марки «VIS»].
[pic] 5: «ИЖМАШ-Авто», ОАО «Ижевские мотоциклы» (ранее – ДОАО «ИЖМАШ-
Мото»), «ИЖМАШ-Станко», Ижевский оружейный завод (ИОЗ), металлургический завод. - Местонахождение предприятий
[pic] г. Тольятти
[pic] г. Ижевск - Количество сотрудников
[pic] 118 131 человек.
[pic] 22 900 человек. - Какие географические районы данная фирма может обслуживать лучше всего?
[pic], [pic]
Все районы внутри России, за исключением Дальнего Востока, а также страны ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина).
- Какие географические районы данная фирма может обслуживать удовлетворительно?
Европейские страны. (Известно, что АВТОВАЗ поставляет некоторые модели своей продукции в Англию и Францию. ИЖМАШ в настоящее время не осуществляет такую деятельность).
3. Финансовые результаты деятельности - Доходы за прошлый год
[pic] 64,2 млрд. руб.
[pic] 65,2 млн. руб., то есть почти в 1000 раз меньше.
– Прибыли за прошлый год
[pic] 9,8 млрд. руб.
[pic] 410 млн. 525 тыс. руб. (Конечно, валовая прибыль концерна гораздо больше, но с учётом огромных долгов размер чистой прибыли невелик).
- Тенденции в финансовой деятельности за последние два-три года
[pic] Прирост по выручке по сравнению с прошлым годом - 10,1 процента.
Произошло это за счет увеличения объема выпуска наиболее рентабельных моделей семейства ВАЗ-2110.
[pic] Рост объёма производства – 115%, рост объёма реализации – 228%, рост объёма экспортных поставок- 163%. Кредиторская задолженность увеличилась на 36,8%.
- Что-либо необычное в финансовых делах (слишком большие товарно- материальные запасы и т.п.)
[pic] ———
[pic] большие запасы нереализованной продукции и комплектующих прошлых лет
- Рейтинг, выставленный данной фирме экспертами корпорации
[pic] По оценкам агентства «Credit Rating» в 2003 году ОАО «АВТОВАЗ» вошло в первую десятку компаний года.
[pic] Пресса умалчивает о рейтинге конкурента. Это может означать, что он занимает далеко не блестящие позиции и в первую десятку, наверняка, не входит.
- Общее финансовое положение (подчеркнуть нужное): прочное / удовлетворительное / неустойчивое
[pic] Прочное.
[pic] Нечто среднее между неустойчивым и удовлетворительным.
4. Ценообразование - Политика цен фирмы (подчеркнуть нужное): цены высокие и устанавливаются произвольно / цены низкие и устанавливаются для нечестной борьбы с конкурентами
[pic] Цены высокие, но устанавливаются на основе технологических изменений
[pic] Цены низкие, иногда ниже себестоимости, и устанавливаются на основе покупательной ценности товара.
- Как фирма реагирует на ценовую конкуренцию?
[pic] ВАЗ занимает ведущее место в отрасли и продолжает держать цены ниже, чем у импортных аналогов. Таким образом, ценовая конкуренция данной фирме грозит очень и очень слабо.
[pic] ИЖ вынужден мириться с конкуренцией ВАЗа, поскольку единственный способ – устанавливать низкую норму прибыльности – используется постоянно.
5. Кадры
– Состоят ли сотрудники в профсоюзе (если да, то в каком)?
[pic] Сотрудники состоят в профсоюзе «Единство», основными целями которого являются контроль за расчётами по оплате труда с работниками и за пенсионными отчислениями. [5]
[pic] Сотрудники состоят в профсоюзе, деятельность которого направлена в основном на борьбу с ростом цен на услуги ЖКХ в
Удмуртской Республике и на требование достойной зарплаты от предприятий республики.
- Укажите двух-трех сотрудников, которые являются наиболее важными фигурами в фирме, и должности, которые они занимают
[pic] Председатель совета директоров Владимир Каданников; генеральный директор Вильчик Виталий Андреевич.
[pic] Генеральный директор Владимир Гродецкий.
Заместитель генерального директора Безбородов Николай
Александрович.
- Какой репутацией пользуется фирма как работодатель?
[pic] Репутация фирмы противоречива: с одной стороны (по данным руководства), завод как градообразующее предприятие обеспечивает полную занятость рабочих, вовремя индексирует зарплату, а с другой (по данным профсоюза) - репутация фирмы не на высоте из-за снижения социальных гарантий работникам и, в первую очередь, пенсионерам; а также из-за длительной процедуры выпуска работников на пенсию.
[pic] Репутация фирмы также невысока; в первую очередь, из-за приостановления перечисления платежей в пенсионный фонд, а также из-за необеспеченности работников жильём.
6. Положение на рынке - На какой рынок рассчитана продукция фирмы?
[pic] Отечественный и импортный рынок недорогих автомобилей.
[pic] Отечественный рынок недорогих автомобилей.
- Какую уникальную продукцию (с какими характерными особенностями) предлагает фирма?
[pic] Легковые автомобили улучшенной комплектации («люкс»), полноприводные автомобили различных модификаций на базе «старой»
«Нивы».
[pic] Полноприводные автомобили ОДА 4*4, а также мотоциклы, оружие, станки и оборудование.[6]
- В чем заключается краткосрочная стратегия фирмы?
Краткосрочная стратегия ВАЗа на сегодняшний день посвящена, в основном, усовершенствованию системы логистики, так как это является наименее совершенной стороной производственного процесса.
Весь проект по логистике, как и в случае стратегии корпорации, включает этап диагностики системы логистики, проведение исследований, ряд других подпрограмм:
. реформирование организационной структуры управления логистикой;
. снижение нормативов запасов;
. внедрение оптимальных методов управления запасами;
. комплекс работ по таре, включающий разработку новых типов тары;
. оптимизацию тарооборота, стандартизацию тары;
. внедрение прослеживаемости поставок;
. внедрение информационной логистической системы.
. подготовка к серийному выпуску полноприводного автомобиля «Ода» 4*4
. модернизация семейства легковых автомобилей
. продвижение на рынок новой модели мотоцикла «ИЖ-Корнет»;
. получение гос. заказа на выпуск военного оружия последнего поколения.
- В чем заключается долгосрочная стратегия фирмы?
. Создание внутри ОАО АВТОВАЗ корпоративного центра, формирующего единую стратегию и осуществляющего стратегическое управление;
. Создание эффективно работающей системы управления собственностью
ОАО АВТОВАЗ через формирование бизнес-единиц;
. Своевременное отражение изменяющихся потребительских приоритетов в разработке новых моделей, уменьшение времени сменности и модернизации модельного ряда.
. Активный поиск возможностей формирования стратегических альянсов с крупным инвесторами в различных направлениях деятельности фирмы.
. устойчивое увеличение сбыта автомобилей семейства «Ода»;
. погашение задолженностей перед кредиторами;
7. Планы - Стремится ли фирма сохранить свои позиции или активно развиваться?
[pic] ОАО «АВТОВАЗ» стремится активно развиваться. Это прослеживается в краткосрочных и долгосрочных стратегиях фирмы, производственных программах.
[pic] Несмотря на заявленное в краткосрочных и долгосрочных стратегиях развитие, а также вложение дивидендов в производство, ОАО «ИЖМАШ» имеет тенденцию лишь упрочить своё финансовое положение.
- Не собирается ли данная фирма приобрести какое-либо предприятие или же, по слухам, она сама может быть кем-либо приобретена или поглощена?
Страницы: 1, 2, 3, 4