Рефераты. Сокращение инновационного цикла в условиях рынка






3. Предполагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ: ввести льготы по уплате налогов на прибыль и на имущество, а также на НДС. Эти льготы предусмотрены для предприятий, занимающихся освоением новой техники и технологий, содержащих объекты ИС, в том числе созданные за счет федерального бюджета.

4. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения основана на долевом финансировании - за счет федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП)"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. финансируются стадии проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а из внебюджетных источников - освоение результатов НИОКР в производстве и выпуск продукции.

5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (в рамках ФЦНПТ):

информационно-телекоммуникационные системы;

индустрия наносистем и материалы;

живые системы;

рациональное природопользование;

энергетика и энергосбережение;

безопасность и противодействие терроризму.


1.3 Взаимосвязь нововведений и текущего производства


Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики вроде бы ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. На самом деле в каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно.

Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону новой или уже сложившейся, доказавшей свою эффективность, педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного.

Одной их характеристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.

И так известно, что там, где инновации появляются не на голом месте, а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело. Правда, под "наукой" понимают разное, да и "улучшение" - понятие не однозначное. Но это должно быть не столько предметом споров, сколько задачей спокойного анализа.

Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный.

Инновация - введение новшеств или новаций; рентабельное использование новых технологий, новой техники, новой продукции, организационно-технических и социально-экономических решений.

Новшество становится нововведением после того, как оно принято к рассмотрению.

Процесс введения новшества на рынок носит название процесс коммерциализации.

Период времени от зарождения идеи новшества, создания этого новшества и до его распространения носит название инновационный цикл.

Инновационный цикл состоит из 4 этапов:

1 этап: исследовательская работа и разработка новшества.

Этот этап включает в себя 2 подэтапа:

фундаментальные исследования (разработка теоретической основы будущего новшества. Выполняют специализированные институты)

исследования прикладного характера (для конкретных целей, для конкретных отраслей промышленности. Выполняют специализированные институты и научные подразделения компаний)

В зависимости от сложности новшества, разработка ведется от нескольких лет до нескольких десятилетий.

2 этап: изготовление или оформление новшества.

Изготовление - если новшество является средством труда, либо предметом труда, которое должно быть использовано.

Оформление - если это теоретическая разработка для конкретного процесса.

3 этап: Обращение и реализация новшества.

Если новшество разработано не для самого предприятия, и не засекречено то оно должно быть реализовано, то есть выпущено на рынок.

4 этап: Эксплуатация новшества.

Эксплуатация может быть по длительности различна.

Новшество может не дать ожидаемого результата и тогда оно может оказаться недолгосрочным в эксплуатации, а иногда может применяться многие годы, если дает положительный эффект.


Глава 2. Условия сокращения инновационного цикла в практике


2.1 Сокращение инновационного цикла - важный фактор интенсификации общественного производства


Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности оставляют цикл инноваций.

Как правило выделяют 5 фаз инновационного цикла:

1. Фундаментальная наука

2. Прикладная наука

3. Разработка (Проектирование)

4. Производство

5. Потребление (эксплуатация)

Цикл инноваций может быть представлен в виде ленточной диаграммы (рис.1), отражающей последовательность и связь инновационного процесса.


Рис.1. Диаграмма инновационного процесса.


Инновационный процесс графически можно отразить в виде кривой жизненного цикла, отражающей не только очередность фаз инновационного процесса, но и распределение финансовых ресурсов - кривая прибыльности (рис.2)

Рис.2. Кривая жизненного цикла инноваций.


2.2 Пути сокращения цикла "исследование-производство"


К числу основных путей сокращения и оптимизации структуры цикла исследование - производство обычно относят комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием форм планирования, координации научной деятельности, организационных форм реализации научных исследований механизмов хозяйственного регулирования; применение экономико-математических моделей и методов; рекомендации по установлению оптимальных соотношений объемов финансирования фундаментальных прикладных исследований и разработок; разработку организационно-методологических методов ускорения цикла.

Сокращение длительности всех этапов исследований и разработок, предшествующих промышленному производству, является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. Рассмотрим пути повышения эффективности цикла исследование - производство (на основе совмещения этапов цикла и реализации так называемых процессов итерации), определяющие глубокие изменения в содержании ее характере труда инженершах кадров и соответственно в системе их подготовки и повышения квалификации.

Одной из сложнейших проблем, ограничивающих эффективность деятельности отраслевых объединений различного типа, является трудность совмещения этапов цикла исследование - производство и последующего внедрения результатов исследований в производство. Основные проблемы здесь связать не только с несовершенством хозяйственных механизмов, но и нерешенностью методологических проблем принципиального плана. В известной степени это обусловлено и тем обстоятельством, что при решении проблем совмещения этапов в качестве конечной цели, конечных целевых функций не выступают в полной мере потребности народного хозяйства, расшиpeнного общественного воспроизводства.

Главной задачей НПО является ускорение научно-технического прогресса в отрасли на основе использования новейших достижений в области науки и техники, технологии и организации производства. Научно-производственные объединения обладают всеми возможностями реализации этой задачи, поскольку являются едиными научно-производственными и хозяйственными комплексами, в состав которых входят научно-исследовательские, конструкторские (проектно-конструкторские) и технологические организации, заводы, пусконаладочные, шофмонтажные и другие структурные единицы. Таким образом, созданы объективные предпосылки совмещения этапов цикла исследование-производство, которое характеризуется отрезками времени последовательно-параллельного проведения отдельных этапов исследований и разработок.

Последовательно-параллельное выполнение работ на этапах цикла исследование-производство приводит к существенному сокращению предпроизводственных затрат времени, материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Однако в методологическом, экономико-организационном и методическом отношении процесс совмещения различных этапов анализируемого цикла исследован крайне незначительно.

То обстоятельство, что при последовательном проведении этапов необходимо осуществлять лишь их "стыки" после завершения работ на каждом из этапов, а при параллельном необходимо стыковать не итоги, а сам процесс деятельности, включая организационные формы, экономические механизмы управления, психологическую совместимость исполнителей и учитывая множество других сторон деятельности, свидетельствует о включении значительно более сложных по форме емких но содержанию факторов производственного процесса.

Совмещение этапов и осуществление итерационных связей требует также большой организаторской работы, значительного улучшения материально-технической базы исследований, разработок, улучшения рычагов экономического и морального стимулирования, применения экономико-математических моделей и методов, развития методов прогнозирования и планирования разработок.


Глава 3. Методы сокращения инновационного цикла


3.1 Перестройка финансирования научно-технического прогресса


Многоканальность финансирования. Имеющиеся в нашей стране процедуры финансирования научных исследований привязаны к довольно ожесточенным формальным структурам: ГКНТ, академии наук, министерствам и ведомствам, научно-исследовательским институтам и их подразделениям - в академической и отраслевой науке, факультетам и кафедрам - в вузовской, что резко ограничивает свободу творчества, заключающуюся в способности проведения исследований, выходящих за рамки очень ограниченных формальных структур. Совместно с тем нет и не может быть раздельно академической, отраслевой либо вузовской науки, работающей по своим критериям, есть или Наука с большой буквы, или её профанация - другого не дано. Искусственное разделение науки ведомственными перегородками ведет к деградации всех веток одного дерева научного познания. Для сохранения единства процесса научного поиска, обеспечения свободы в выборе направлений исследований необходимы выведение науки за пределы всякого рода ведомственных структур, организация многоканальной системы её финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.