Рефераты. Социальные проблемы женщин на рынке труда






В настоящее время  в рекламе о найме на работу работодатель не всегда обоснованно выдвигает как основное требование "пол и возраст". Такие объявления являются действительно дискриминационными, но доказать это на практике чрезвычайно сложно.

Согласно ч.5, ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.95 № 108 - ФЗ: «настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности». За публикации о вакансиях редакция ответственности не несет, так как работодатель практически покупает место в газете, где размещает платную информацию. Таким образом, механизм ответственности за размещение данной информации не отработан и требует внесения поправок в действующее законодательство.

Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать скрытой, так как при отборе соискателей работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые качества, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Насколько серьезна эта проблема, мы видим из материала, предоставленного  Клубом деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга, который осуществляют проект «Защита прав женщин на рынке труда». При официальном признании равенства мужчин и женщин, в России усиливаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Женщины постепенно вытесняются из престижных областей деятельности, понижается их статус и роль в обществе.

Выше приведенные данные свидетельствуют о том, какой потенциал теряет наше общество. По данным Госкомстата России, средняя продолжительность поиска работы у женщин составляет 9,1 месяца. Уже на первых этапах поиска работы женщины сталкиваются с дискриминацией по полу.

Стало нормой при публикации объявлений в средствах массовой информации о приеме на работу работодателями и кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные и т. д. Незнание законных прав и способов защиты ведет к принятию женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по подбору персонала, открыто дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства.

Иногда говорят, что наличие дискриминационных объявлений в СМИ - это мелочь, не стоящая внимания. Но эта «мелочь» ежедневно воспроизводит миллионными тиражами устаревшие стереотипы, которые наносят вред одновременно и тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет нужный персонал. К тому же "мелочь" является открытым нарушением Конституции РФ, статьи 3 Трудового кодекса (запрещение дискриминации в сфере труда), а также международных документов, подписанных Российской Федерацией. Такая открытая дискриминация должна быть ликвидирована. Даже беглый анализ газет, специализирующихся на публикации объявлений на рынке труда ("Вакансия", "Профессия", "Работа для вас", "Подбор персонала" и др.), свидетельствует, мягко говоря, об их некорректности, а точнее, практически в каждом объявлении присутствует дискриминация по признаку пола и возрасту (см. Приложение 1 к настоящей работе). Работодатель при предоставлении рабочих мест, в качестве первых требований указывает пол и возраст, оставляя профессиональные качества на третьем месте. Судя по этим объявлениям, нашей стране не нужны женщины старше 35 лет. Зачастую работодатель не стесняется указывать, что на одну и ту же должность требуются мужчины и женщины и им предоставляется разная зарплата. Думаю, легко догадаться, кому меньше. Что подтверждают и статистические данные - женщины в нашей стране имеют зарплату на 30-50% меньше, чем мужчины.


2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке  труда

С середины 1990-х годов наметилась тревожная тенденция ослабления традиционно устойчивых позиций женщин на российском рынке труда. Еще недавно женщины составляли более половины занятого населения, причем в подавляющем большинстве они работали в режиме полного рабочего времени, обладали более высоким по сравнению с мужчинами уровнем образования, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот в отношении режима труда и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации в оплате. Однако с начала 1990-х годов общее ухудшение ситуации на рынке труда стало все в больше степени затрагивать женщин.

Особенно характерна эта проблема для села. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест. С другой, имеющиеся возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали «вытягиванию» людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйств.

Несмотря на то, что уровень общей безработицы среди женщин в среднем несколько ниже, чем у мужчин, тем не менее, сокращаются возможности для трудоустройства женщин, длительная безработица все больше приобретает женские черты, а в младших возрастных группах уровень безработицы среди женщин намного превосходит ее уровень среди мужчин.

Индикаторами этого процесса стали следующие тенденции:

- уменьшение численности экономически активного населения происходит, прежде всего, за счет вытеснения из его состава женщин;

- сокращение занятости женщин происходило на протяжении всего десятилетия и значительно большими темпами, чем занятость мужчин;

- после временной стабилизации стала падать доля женщин, занятых в новых, быстроразвивающихся и высокооплачиваемых секторах экономики, таких, как финансово-кредитная сфера, пищевая промышленность и т.п.;

- увеличивается концентрация женской рабочей силы в низкооплачиваемых сферах таких как легкая промышленность, образование и здравоохранение, которые в большей степени затронули проблемы задержек заработной платы;

- углубляется профессиональная сегрегация женщин на средних и низовых должностных позициях;

- меняется психология работодателей: все чаще руководители предприятий отдают предпочтение при найме на работу мужчинам (даже в позднесоветский период подобное признание было редкостью). С середины 1990-х годов распространенной практикой стало преимущественное высвобождение женской рабочей силы.

В современной России становится популярным представление о том, что необходимо вернуть женщину в семью. В определенной мере это продиктовано естественным стремлением преодолеть вынужденную сверхзанятость женщин, характерную для советского периода. Однако пропагандирование образа женщины - домашней хозяйки преследует также подспудную цель уменьшить предложение рабочей силы посредством устранения с рынка труда большой группы претендентов на рабочие места. Между тем, вытеснение женщин с рынка труда неизбежно ведет к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и, соответственно, обеднению семей, а в долгосрочной перспективе - к утере значительной части образовательного и квалификационного потенциала, накопленного населением страны.

В настоящее время в экономике России занято свыше 32 млн. женщин или 48,9% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30-49 лет - 86% численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет и превышает возраст мужчин на один год. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами.

Удельный вес женщин с высшим и средним специальным образованием составляет 62% в общей численности работающих женщин, а у мужчин - 50%. Не имеют полного среднего образования среди занятых женщин 8%, тогда как среди занятых мужчин этот показатель составляет около 10%.

С момента возникновения в России безработицы характерной ее чертой является преобладание женщин среди безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости. В то же время численность женщин среди официально зарегистрированных безработных в 4 раза меньше, чем среди общей численности безработных, определяемой по методике МОТ.

В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются наименее защищенные категории женщин - имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.

Содействие адаптации женщин к новым условиям занятости, повышению конкурентоспособности женской рабочей силы является в современной России жизненно важной задачей.

В этой связи, в частности, в проекте Концепции предусматривается разработка и реализация превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в частности женщин, что предполагает:

- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных женщин. Необходимо развивать практику профилирования зарегистрированных безработных - деления их на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поисков работы;

- ориентацию политики содействия занятости (профориентацию, переподготовку, психологическую поддержку и другие) на каждую такую группу безработных женщин, закрепляя за группами специально подготовленных сотрудников службы занятости;

- реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает, в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения - женщин, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, что предусматривает:

- обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий женщин получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами службы занятости, по повышению их конкурентоспособности на рынке труда. С этой целью необходима разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.