Руководит работой Интернет-сайта, взаимодействует с транспортным отделом в части доставки товара, заказанного через Интернет.
· Начальник отдела кадров и труда.
Обязанности: руководство работой отдела: найм сотрудников, обучение, повышение квалификации, вопросы организации и безопасности труда. Организует разработку прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, информирования работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях. Принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия.
· Начальник юридического отдела.
Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует, в необходимых случаях, в подготовке этих документов. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия.
· Заместитель генерального директора по развитию аптечной сети.
Обязанности: координация работы аптечной сети. У данного руководителя в подчинении находятся следующие сотрудники:
- провизор – инспектор, в обязанности которого входит контроль деятельности провизоров и фармацевтов, работающих в каждой аптеки сети.
- врач – инспектор, в обязанности которого входит контроль деятельности врачей, работающих в каждой аптеки сети.
- управляющие аптекой (один в каждой аптеке).
Организационная структура схематично представлена на рисунке 1.
Генеральный директор
Финансовый
директор
Коммерческий
Начальник
юридического
отдела
Зам. ген. директора по развитию розничной сети
Начальник отдела АСУ
Начальник отдела кадров и труда
Бухгалтерский
отдел
Отдела снабжения
Управляющий аптекой № n
Продавцы - консультанты
Врач - консультант
Прочий персонал
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Старый Лекарь
Данная организационная структура, является линейно – функциональной. Она обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных подразделений – отделов (по снабжению, маркетингу, финансам, персоналу и т.д.) осуществляют влияние на другие подразделения формально. Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения, роль функциональных отделов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку, предлагают варианты решений вопросов, связанных с руководством организацией.
Достоинства структуры:
· одно из основных достоинств – эффективность и результативность деятельности предприятия;
· освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
· построение связей «руководитель — подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостатки структуры:
· каждый отдел заинтересован в достижении своей узкой цели, а не общих целей фирмы, поскольку специалисты, работающие в одном отделе, замыкаются в сфере своих взаимных интересов;
· отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между отделами;
· аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению задач наряду со стратегическим множеством оперативных вопросов.
3 Вид деятельности предприятия и вид выпускаемой продукции
Предприятие осуществляет свою деятельность в целях оказания доступной лекарственной помощи населению в условиях государственного регулирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, решения социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг.
Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды фармацевтической деятельности:
1. Закуп, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и других), минеральных вод (натуральных и искусственных), лечебного, детского, диетического питания, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др.), косметическую и парфюмерную продукцию, средств измерения.
2. Закуп, хранение, учет, контроль качества лекарственных средств, включенных в списки Постоянного Комитета по контролю за наркотиками МЗ РФ, списки «А» и «Б».
3. Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681: приобретение, перевозка, хранение, изготовление, отпуск наркотических средств и психотропных веществ.
4. Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ, внесенных в список III, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681: приобретение, перевозка, хранение, отпуск психотропных веществ.
5. Реализацию населению лекарственных средств (в том числе гомеопатических) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям и заявкам.
6. Изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями, фасовку лекарственных средств и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией.
7. Отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком.
8. Предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях: оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
9. Предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также об новых лекарственных препаратах.
10. Оказание первой медицинской помощи.
11. Оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Право Предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у Предприятия с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Специфику деятельности Предприятия также определяет наличие группы товаров, потребление которых строго нормируется. К этой группе относятся:
- наркотические средства и психотропные вещества (в соответствии с соответствующим Федеральным законом).
- спирт этиловый.
Нормы потребления наркотических средств установлены в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.11.97 г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» (с изменениями от 09.01.2001 г. и 16.05.2003 г.) исходя из:
1) для розничных аптечных организаций – количества сухого вещества наркотического лекарственного средства в лекарственной форме, норматива в граммах на 1000 жителей в год и числа жителей, обслуживаемых аптекой;
2) для аптек лечебно-профилактических учреждений или самих учреждений – норматива потребности наркотического лекарственного средства определенной лекарственной формы на 1 койку в год, профиля отделения (терапевтическое, кардиологическое, хирургическое и др.), вида помощи (паллиативная, скорая) и числа коек в отделении.
Кроме того, данный приказ регламентирует также максимальную норму отпуска опиоидных анальгетиков на 5-10 дней терапии онкологических больных. Запас наркотических лекарственных средств в аптеках независимо от организационно-правовой формы и формы собственности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах РФ. В ассистентской комнате аптек запасы наркотических лекарственных средств не должны превышать 5-дневной потребности.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов покупателей (потребителей) товаров и услуг. Выделяются три группы:
1. Институциональные потребители – потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).
2. Конечные потребители – пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования.
3. Промежуточные потребители – медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении).
Каждый из типов покупателей имеет различные мотивы потребления фармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении. Можно отметить, что и институциональных и конечных потребителей объединяет, в отличие от промежуточных, наличие процесса потребления фармацевтических товаров. Они же обладают покупательной способностью. Но промежуточный потребитель – главный фактор формирования потребностей на рынке лекарственных препаратов. А, ведь именно потребности и их удовлетворение – основные стимулы предпринимательской деятельности.
4 SWOT–анализ ООО «Старый Лекарь»
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим совместно провести изучение внешней и внутренней среды. SWOT–анализ позволяет установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и угрозами и возможностями, которые возникают во внешней среде. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которыми в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии предприятия.
Проведем SWOT–анализ ООО «Старый Лекарь», составив список слабых, сильных сторон предприятия, угроз и возможностей для него.
Сильные стороны:
- высокая репутация;
- большой рынок сбыта;
- наличие постоянных поставщиков;
- опыт в конкурентной борьбе в данной отрасли;
- сильная управленческая команда;
- квалифицированный персонал;
- наличие собственной рецептурной базы;
- хорошая рекламная кампания.
Слабые стороны:
- кредитная политика предприятия;
- большая степень износа основных фондов.
Благоприятные возможности:
- растущая потребность населения в медикаментах;
- предприятие обладает возможностью обслуживать дополнительные группы клиентов и выйти на новые сегменты рынка;
- имеет возможность расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов;
- снижение себестоимости за счёт использования скрытых резервов;
- стабильность экономической ситуации в стране и регионе.
Угрозы:
- выход на рынок конкурентов с более низкими издержками;
- низкая отпускная цена препаратов у конкурентов;
- ужесточение государственного регулирования.
После того как список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих составляются таблицы SWOT
Таблица 1 Сильные стороны ↔ Благоприятные возможности
Сильные стороны
Благоприятные возможности
Мероприятия
Наличие собственной рецептурной базы
Растущая потребность населения в медикаментах
Диверсификация деятельности
Наличие постоянных поставщиков
Расширение ассортимента продукции готовых форм
Высокая репутация
Стабильность экономической ситуации в стране и регионе
Увеличение объемов производства и сбыта продукции
Большой рынок сбыта
Опыт в конкурентной борьбе в данной отрасли
Снижение себестоимости
Возможность снижения себестоимости
Таблица 2 Сильные стороны ↔ Угрозы
Угрозы
Большое количество конкурентов
Заключение договоров с поставщиками
Таблица 3 Слабые стороны ↔ Благоприятные возможности
Слабые стороны
Кредитная политика предприятия
Привлечение финансовых средств
Таблица 4 Слабые стороны ↔ Угрозы
Большая степень износа основных фондов
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Таким образом для ООО «Старый Лекарь» необходима такая стратегия, где будут увеличены внутренние силы и внешние возможности предприятия, и где следует сократить слабые внутренние стороны предприятия и по возможности смягчить негативное влияние внешних угроз.
5 Список используемой литературы
1. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с. : ил.
2. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., испр., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 750 с.
3. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 366 с.
4. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.
5. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – 2-е изд., стер. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 232 с.
6. Стратегический менеджмент: Учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – М.: Юристь, 2002. – 416 с.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: Учебник / А.В. Ищейко. – Новосибирск.: 2004.
8. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: Учебник / Н.K. Моисеева, Ю.П. Анискин. – М.: Внешторгиздат, 2002.
9. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов / А.И. Панов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2002. –240 с.
10. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. Перевод с англ. / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
11. Экономический атлас предприятия (фирмы) / Под ред. О.И. Волкова, В.Я. Позднякова, Е.П. Моргуновой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 192 с.
12. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.
13. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 482 с.
14. Экономика предприятия. Электронный учебник / Т.И. Юркова, С.В. Юрков
15. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. / А.Н. Люкшинов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 375 с.
Страницы: 1, 2