Рефераты. Российско-китайская программа сотрудничества территорий Дальнего Востока и Забайкалья с Северо-Восточными провинциями КНР






В итоге ситуация между Россией и Китаем не беспросветная. Китай вложит миллиарды долларов в новые предприятия, они станут «заложниками» поставок из нашей страны. Таким образом, у нас появится отличный рычаг, чтобы отстаивать свои интересы.

Кроме того, Китаю, так или иначе, придётся заняться строительством шахт, электростанций и подъездных путей на российской территории. Это далеко не тот масштабный план развития Дальневосточного региона, который приняло, но не выполнило правительство.


2. Теоретическая часть

2.1           Институциональная интеграция

На рубеже XX – XXI веков вопрос о создании российско-китайских интеграционных объединений не поднимался. Основные причины, препятствовавшие интеграции, являлись: социокультурные и исторические различия между странами; разница в уровнях их экономического развития.

Однако, в 2002-2004 гг. стороны начали обсуждать вопросы о возможности создания зон свободной торговли вдоль российско-китайской границы, что, по сути, является начальным этапом интеграции.

В 2004-2005 годах был сделан важный шаг для активизации интеграционных процессов между Россией и Китаем – решён пограничный вопрос между двумя странами. В 2009 году завершилась демаркация границы на о.Большой Уссурийский у Хабаровска.

Обе стороны пока сдержанно относятся к интеграции Востока России с Северо-Восточным Китаем. Российские исследователи видят проблемы: в нелегальном проникновении на территорию страны китайских мигрантов; росте торговли без уплаты налогов. Китайская сторона обращает внимание на коррупцию в РФ, нестабильность российского законодательства. Так же китайских предпринимателей пугают усложнённые процедуры оформления разрешительных документов, противоречивость действий официальных органов РФ, чрезмерная опека правоохранительных органов, отсутствие механизма сопровождения инвестиционных проектов.

Российско-китайская интеграция носит дозированный характер и разворачивается под контролем Правительств РФ и КНР. Она выступает как инструмент ускорения хозяйственного развития регионов через попытки построения защитных механизмов.[7]

И всё же, несмотря на опасения с двух сторон интеграционные процессы, развиваясь, постепенно охватывают пространство российско-китайского приграничья.


2.2 Теоретическая модель интеграций между РФ и КНР


Для того, чтобы доказать, что Российско-китайская программа сотрудничества территорий является институциональной интеграцией необходимо выделить отличительные черты, признаки и основные элементы.

Международная интеграция - процесс создания оптимальной структуры международной экономики и беспрепятственного действия элементов координации и унификации в условиях глобальной взаимозависимости.

Возникает необходимость в институтах с механизмами принятия решений и модификации существующих инструментов экономической политики в соответствии с требованиями централизованного управления.[8]

Для углубления интеграционных связей необходимо оптимизировать пограничное сотрудничество, добиться формирования специального законодательного поля.

Понятие "интеграция" появилось в политическом словаре сравнительно недавно. Его родоначальниками были немецкие ученые Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин "интеграция" (integrace – лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. При анализе международной интеграции выделяют сотрудничество государств в различных сферах и формах.

Основные элементы институциональной интеграции:

- подписание соглашений, регулирующих отношения внутри группировки и с третьими странами;

- создание механизма выработки и принятия решений через наднациональные институты;

- создание общего бюджета для финансирования общих проектов;

- унификация тарифной политики, принятие единых наднациональных нормативных правовых документов;

- создание Единого центрального банка и единой валютной системы;

- формированиепонятия единого гражданства, принадлежности к данной группировке;

- принятие общей Конституции.

Для исследования принадлежности Российско-китайской программы существует несколько теоретических школ. Классический институционализм - теория в экономической науке, неофункционализм, межгосударственный подход, «новый» институционализм.

Российско-китайская программа сотрудничества относится к межгосударственному подходу. Этот подход разработал Э.Моравчик. Суть этого подхода заключается в развитии наднациональных институтов должно отражать результаты сделок между высшими должностными лицами и правящими элитами национальных государств, а общее направление интеграции находиться в русле интересов правительств.

Российско-китайская программа сотрудничества – это институт, у которого в настоящее время стоит задача оптимальной стратегии, позволяющая реализовать принцип «равноправности», то есть получения партнёрами, участвующие в интеграции, равной выгоды или, по крайней мере, не ущемление интересов друг друга.

Два государства принимают решения, которые действуют на основе национального интереса, передают ограниченные полномочия наднациональной организации для достижения определённых целей своей политики.

Недостатки этого подхода заключаются в структуре наднациональных институтов приемлема для национальных правительств, только если она больше усиливает, нежели ослабляет их контроль над внутренними делами.[9]

В Российско-китайских отношениях есть проблемы и противостояния в развитии сотрудничества. С этой целью была разработана Российско-китайская программа сотрудничества территорий ДВ и Забайкалья с С-В провинцией КНР.

Необходимо улучшить инвестиционный климат России, реализовать сотрудничество в области культуры, энергетики, экологии, приграничной торговли.

Этот институт поможет углубить и расширить Российско-китайские отношения, многие их области ещё ждут раскрытия.

3. Деятельность институтов по разработке программы


Решение задач, связанных с развитием региональной инфраструктуры, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Однако, учитывая низкую бюджетную обеспеченность регионов Дальнего Востока и Забайкалья, а также необходимость фактически заново создавать инфраструктурные объекты в основном в неблагоприятных климатических условиях, возникает потребность в оказании федеральной поддержки региональных инициатив по реализации подобных проектов, реализация которых должна проводиться в тесной увязке с комплексными проектами общефедерального значения.

Существует необходимость создания инструментов для реализации федеральной региональной политики, обеспечивающих согласованность действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении мероприятий, направленных на снятие инфраструктурных ограничений на региональном уровне.

Одним из таких инструментов является Российско-китайская Программа сотрудничества территорий Дальнего Востока и Забайкалья с Северо-Восточной провинцией КНР.

Программа нацелена на стимулирование инвестиционной активности на территории Дальнего Востока и Забайкалья как основного механизма увеличения занятости и повышения уровня и качества жизни населения.

Предусматривается реализация мероприятий по развитию отраслевой структуры экономики региона, в том числе энергетики, транспорта, металлургии, лесопромышленного комплекса на основе государственно-частного партнерства.

При оценке каждого мероприятия Программы проводился анализ необходимых финансовых ресурсов (федеральных, региональных, муниципальных средств и средств внебюджетных источников), сроков его реализации. При этом рассматривались приоритетные направления развития территорий региона, включая развитие транспортной, производственной, инженерной, энергетической и социальной инфраструктуры, рекреационную деятельность, развитие лесопромышленного комплекса.

В рамках Программы будут реализовываться общественно значимые проекты, обеспечивающие эффективное решение системных проблем развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Программа направлена на развитие регионального топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, водного хозяйства, инженерной инфраструктуры и социальной сферы, а также на обеспечение охраны окружающей среды, поэтому ее реализация окажет позитивное влияние на экономику и социальную сферу Дальнего Востока и Забайкалья.

Целью Программы является формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

закрепление населения в регионе путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих мест;

снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;

реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Основными направлениями реализации Программы являются развитие топливно-энергетического комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства и обеспечение охраны окружающей среды.[10]

В рамках этой программы существуют два института: Российско-китайский Координационный совет по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству и Российско-китайская Постоянная рабочая группа по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.

В топливно-энергетическом комплексе мероприятия Программы сконцентрированы на расшивке сетевых ограничений, оптимизации схемы энергогенерации, повышении эффективности использования электрической и тепловой энергии, снижении зависимости от северного завоза и обеспечении поставок газа на электростанции и населению.

В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, развитии инфраструктуры авиаперевозок межрегионального и местного значения, реконструкции объектов портового хозяйства, а также на строительстве объектов железнодорожного транспорта.

В области инженерной инфраструктуры в рамках Программы предполагается реализовать ряд мероприятий по модернизации систем жилищно-коммунального хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.