Рефераты. Роль прогнозирования и планирования в системе управления






— объектов планирования - организационно-производственной системы, ее подсистемы (производства), элементов (отделы, цеха), участков, рабочих мест;

— периодов планирования, определяемых не календарно, а измеряемых в продолжительностях циклов (жизненного, рыночного, разработки), их этапов или фаз этапов жизненного цикла.

В связи с вышесказанным этапом будем называть относительно самостоятельную часть одного из циклов товара (например, вывода на рынок), а фазой, соответственно, относительно независимую часть этапа (ознакомление с товаром референтных групп).

В качестве относительно самостоятельных форм планирования выступают стратегическое, бизнес-планирование, перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование заключается в организационном стратегическом предвидении, внутренней координации, распределения ресурсов между несколькими направлениями деятельности предприятия сферы сервиса в целях адаптации к внешней среде. Осуществляется после прогноза возможных состояний среды, определения целей деятельности предприятия сферы сервиса, выбора нескольких сегментов рынка и (или) производств.

Основные задачи стратегического планирования:

1) распределение ресурсов между следующими направлениями: развитием, с одной стороны, и перспективной, текущей, оперативной деятельностью — с другой;

2) выбор направлений развития;

3) распределение ресурсов между различными направлениями развития;

4) распределение ресурсов между перспективным, текущим, оперативно-календарным менеджментом.

Бизнес-планирование отличается от стратегического тем, что решение принимается по реализации на одном из сегментов рынка конкретной рыночной программы одного товара или услуги. Период упреждения при таком планировании может быть равен сумме оценок сроков реализации цикла разработки, рыночного цикла и жизненного цикла.

Перспективное планирование - планирование на период упреждения, близкое длительности одного отдельно взятого из циклов товара (изделия), а именно циклов разработки, рыночного или жизненного циклов, и имеющее в качестве объекта планирования предприятие в целом, действующее на одном сегменте рынка.

Текущее планирование - планирование в пределах одного из этапов жизненного цикла или сферы деятельности одного из производств, контуров управления или подразделения предприятия. План предприятия сферы сервиса, обобщающий множество текущих планов подразделений, тоже будем называть текущим[3].

Оперативно-календарным называется планирование с периодом упреждения, не превышающим длительность одной из фаз одного этапа жизненного цикла, рассматривающее в качестве объекта планирования элемент подразделения организационно-производственной системы или элемент изделия. Планы подразделений и организационно-производственной системы, обобщающие множество оперативно-календарных планов, тоже назовем оперативно-календарными.

Такая последовательность выполнения различных элементов (типов методов прогнозирования — планирования) единого комплекса работ по прогнозированию и планированию деятельности предприятия сферы сервиса определяется необходимостью принятия решений по достижению целей организации и последовательностью раскрытия неопределенностей оценки возможных состояний внешней рыночной среды и собственно организационно-производственной системы при подготовке этих решений. В результате выполнения этого комплекса работ должен обеспечиваться баланс распределения ресурсов и усилий между теми из них, которые направляются на обеспечение развития и обеспечение выполнения текущей деятельности предприятия.

Нарушение этапности комплекса работ «прогнозирование-планирование», пропуск отдельных этапов этого процесса приводит к тому, что на входе этапа, следующего за пропущенным этапом, увеличивается доля неопределенных условий и, как следствие, по нашему мнению, может:

1) нарушаться баланс между стратегической, перспективной, текущей, оперативной деятельностью предприятия сферы сервиса;

2) снижаться эффективность принимаемых решений;

3) повышаться риски в управлении.

Поисковое прогнозирование состоит в определении желаемых состояний в будущем (целей организационно-производственной системы) и вероятностей их достижения (снимается неопределенность в знаниях о внешней среде).

Нормативное прогнозирование состоит в определении путей (сценариев) достижения желаемых состояний в будущем (целей организационно-производственной системы), уточнении перечня ресурсов для реализации конкретного пути достижения поставленных целей в соответствующих количествах по каждому виду ресурса.

Таким образом, определив основные категории прогнозирования и планирования, представляется возможным в качестве основных отличий прогнозирования от планирования назвать следующие:

1) прогнозирование осуществляется в условиях с большой долей неопределенности или случайности;

2) объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность организационно-производственной системы и внешней среды;

3) прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды организационно-производственной системы, рассматривает предприятие или его элемент как некую целостность, носит системный характер;

4) прогнозирование позволяет определить:

— возможные состояния внешней среды;

— перечень и вероятности достижения возможных целей

5) при прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью используются более общие межотраслевые расчетные или экспертные нормы;

6) прогнозирование в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что:

1) планирование осуществляется в детерминированных условиях планирование в большей степени относится к процессу управления организационно-производственной системы, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планирования, организации, мотивации, контроля;

3) планирование в большей степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих сферах;

4) планирование осуществляется после принятия решения по:

— составу множества целей функционирования;

— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);

— путям и критериям достижения поставленных целей;

— нормативам расходования ресурсов;

5) при планировании используются менее обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные, опытно-статистические, нормы;

6) планирование носит не информационный, а директивный характер. Проектирование - создание конкретных образцов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

 

2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса


Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) составляют три основных элемента каждой научной дисциплины. При разработке управленческих решений в сфере сервиса классификация методов теории прогнозирования на практике позволяет, по нашему мнению:

1) обеспечить достоверность прогноза;

2) минимизировать затраты времени и средства на выбор и обоснование метода прогнозирования;

3) открывать возможность прогнозирования по аналогии.

Возможны несколько классификаций, а, следовательно, и подходов к выбору метода прогнозирования. В качестве важнейших факторов классификации, на наш взгляд, могут выступать следующие:

1) иерархический уровень предполагаемого способа решения проблемы - изменение функций, структуры, параметров;

2) наличие или отсутствие необходимой информации, а также характер располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;

3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;

4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;

5) время упреждения и реализации прогноза.

При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени изменения объекта прогнозирования за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные методы.

При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие:

прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);

• функционально-логическая информация);

• структурное прогнозирование (блок-схемы, графы);

• математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);

• прогнозирование по аналогии (данные всех типов);

• комплексное прогнозирование (данные всех типов).

При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.

Различают прогнозы во времени, а также в плоскостях функционального и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия. Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические, экономические и технологические.

Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.

Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и качественных изменений.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между краткосрочным и долгосрочным прогнозами.

При классификации по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный[4].

Целевой прогноз - это целеполагание желаемых состояний, отвечает на вопрос, что именно желательно и почему. Такой прогноз состоит в том, что указывается наиболее желательное состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной функции распределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать итоговый результат. Перед тем как определить меру предпочтения, разрабатывают прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит в том, что цель всегда находится вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех всего предприятия. Напомним, что цель - это то, ради чего создается система. Сложная система реализует некоторое множество целей, находящихся в однозначном соответствии с условиями функционирования. Цель может быть формализована в виде критерия, который, в свою очередь, конструируется на базе параметров эффекта, являющихся чаще всего латентными (т.е. ненаблюдаемыми) переменными[5].

Поисковый прогноз состоит в определении объективно существующих тенденций развития путем анализа исторических тенденций. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее. Он позволяет установить возможное состояние объекта в определенные моменты времени в будущем исходя из предположения о продолжении в будущем тенденции развития наблюдаемого объекта в прошлом. Этот прогноз дает ответ на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Этот прогноз может быть основой для стратегического планирования[6].

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей.

Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс прогнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса[7].

Заключение


По нашему мнению, можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.

При уменьшении степени относительной обеспеченности ресурсами (относительной недостаточности средств — значения меньше единицы) влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса и управления возрастает, так как любой просчет в планировании расходования ресурсов может стать критическим и привести к невозможности реализации проекта в целом по причине нехватки ресурсов.

В случае превышения степенью относительной обеспеченности ресурсами значения, равного единице (относительная избыточность средств), влияние прогнозирования — планирования на успех в сфере сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В противном случае средства могут быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия сферы сервиса.

Список литературы


1.                 Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.

2.                 Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.

3.                 Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.

4.                 Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.

5.                 Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.

6.                 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.

7.                 Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

8.                 Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.

9.                 Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.

10.             Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

11.             Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.


[1] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов,  А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.

[2] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. С. 118-119.

[3] Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П.Никанорова, С.А.Батасова. М., «Советское радио», 1972. С. 152.

[4] Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. С. 180-181.

[5] Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. С. 113-114.

[6] Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. С. 139.

[7] Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 130-131.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.