Рефераты. Реорганизация предприятия






• внедрение автоматизированных информационных систем;

• обеспечение своевременности поставок;

• совершенствование продукции;

• повышение технологичности продукции;

• развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат;

• быстрое реагирование на изменяющиеся условия рынка;

• внедрение инноваций.

Рис. 8. Последовательная модель осуществления реструктуризации


Основными видами дополнительных затрат, связанных с реструктуризацией, являются:

• подготовка и сопровождение внедрения проекта реструктуризации;

• затраты на переоснащение и сопутствующие капитальные затраты;

• обучение (повышение квалификации) работников;

• разработка и осуществление проекта развития информатизации компании;

• создание и сертификация системы качества компании;

• создание, наполнение и актуализация фирменного банка данных "Цены, Нормативы, Партнеры";

• развитие службы маркетинга (в том числе международного);

• проведение мероприятий, связанных с улучшением психологического климата в компании в период реструктуризации.

Особая роль принадлежит команде проекта, создаваемой из работников компании и обычно двух привлекаемых специалистов консалтинговых фирм. Эта команда (руководящий комитет, временный комитет, рабочая группа) управляет процессом реструктуризации. Распределение функции примерно следующее:

• Главный экономист – доработка и внедрение финансовых систем:

бюджет, оценка эффективности, внутреннее ценообразование.

• Главный бухгалтер – изменение процедур отчетности с учетом новых задач компании.

• Заместитель директора по кадрам и безопасности – кадровые вопросы, переподготовка, штаты.

• Финансовый директор – координация проекта с выполнением функций проект-менеджера.

• Консалтинговая фирма – методическая подготовка и участие в диагностике, разработке и внедрении мероприятий по реструктуризации.

• Генеральный директор – контроль за выполнением заданий и соблюдением сроков.

Все работы по реструктуризации организуются по проектному принципу с использованием подходов управления проектами (проект-менеджмента).

Принципиальная схема управления проектом реструктуризации изображена на рис. 9.

2.2 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ


Реструктуризация предприятия является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптации к новым рыночным условиям.


Рис. 9. Принципиальная схема управления проектом реструктуризации


Организация проведения реструктуризации обобщенно включает:

• разработку программы реструктуризации;

• осуществление мероприятий, запланированных программой реструктуризации.

Разработка программы реструктуризации – это целый комплекс работ, начиная от проработки концепции реструктуризации предприятия, целей и стратегий его развития до формирования конкретного бизнес-плана реструктуризации.

Качественная программа реструктуризации, основанная на реальном представлении о внутренней и внешней среде предприятия, является залогом дальнейшей ее реализации.

В процессе разработки таких программ решаются следующие важные задачи:

• осуществляется поиск внутренних неиспользуемых резервов предприятия и дополнительных источников материальных и финансовых ресурсов, а также реальных возможностей для экономии на текущих расходах предприятия;

• тщательно изучаются возможности и направления развития предприятия с точки зрения потребностей рынка и возможностей имеющихся на предприятии технологий производства и ресурсного обеспечения;

• изучаются и прорабатываются возможности проведения мероприятий по сокращению кредиторской задолженности;

• прорабатываются возможности реструктуризации имущественного комплекса предприятия;

• изучаются возможности и методы привлечения внешнего финансирования для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности и перспективного развития предприятия.

Основные этапы работы по созданию программы реструктуризации:

1. Проведение комплексного анализа состояния предприятия.

2. Выявление внутренних резервов и возможностей экономии материально-технических ресурсов.

3. Детальная проработка возможностей сокращения просроченной кредиторской задолженности.

4. Проработка целесообразности и возможности реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

5. Проработка возможностей и наиболее реальных перспектив развития предприятия.

6. Разработка предложений по оптимизации системы управления предприятием.

7. Проработка целесообразности и возможности привлечения внешнего финансирования для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности и перспективного развития предприятия.

8. Оформление основных предложений по результатам выполненных

предшествующих этапов работы в виде "Бизнес-плана реструктуризации".

Э т а п 1. Проведение комплексного анализа состояния предприятия.

В рамках этого этапа работ проводится анализ следующих основных характеристик бизнеса:

• юридического статуса предприятия;

• сильных и слабых сторон предприятия, благоприятных возможностей и угроз (SWOT-анализ);

• основных направлений деятельности;

• рыночного потенциала (платежеспособного спроса, покупателей и поставщиков, конкурентов и партнеров и т.д.);

• имеющейся стратегии ведения бизнеса (системы сбыта, снабжения, особенностей расчетов и т.д.);

• видов выпускаемой продукции (или услуг), уровня качества продукции;

• экономических характеристик продукции (цен реализации, себестоимости и рентабельности по видам продукции);

• финансовых показателей деятельности предприятия (структуры затрат, прибыли и т.д.);

• наличия непроизводственной сферы деятельности и затрат на ее содержание;

• имеющихся технологий производства, инженерных сетей и коммуникаций;

• состава оборудования, машин и механизмов и ресурсных возможностей их использования;

• осуществляемых капитальных вложений в развитие предприятия;

• запасов товарно-материальных ценностей всех видов и возможностей их реализации;

• состава прочих активов предприятия (дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств);

• формирования собственного капитала предприятия;

• состава кредиторской задолженности;

• системы управления и организационной структуры подразделений предприятия;

• кадрового потенциала предприятия.

По результатам анализа составляется аналитический отчет.

Э т а п 2. Выявление внутренних резервов и возможностей экономии материально-технических ресурсов.

По данным проведенного анализа выявляются и оцениваются все потенциальные внутренние резервы предприятия.

Примерами таких резервов являются:

• излишние запасы товарно-материальных ценностей;

• свободные площади зданий и территорий;

• неиспользуемое или незагруженное оборудование;

• невостребованная дебиторская задолженность;

• неэффективные капитальные вложения;

• сверхнормативные расходы на содержание производства и непроизводственной сферы;

• избыток персонала предприятия.

По результатам этого этапа составляются отчет о выявленных резервах и сводные прогнозные расчеты показателей эффективности использования этих резервов.

Э т а п 3. Детальная проработка возможностей сокращения просроченной кредиторской задолженности.

Этот этап не является обязательным; если нет просроченных задолженностей, то он не проводится. При необходимости на этом этапе по результатам проведенного анализа изучаются возможности следующих действий по сокращению просроченной кредиторской задолженности:

• реструктуризации задолженности по срокам ее оплаты;

• скупки задолженности (через посредника) за часть стоимости долга;

• проведения взаимозачетов;

• списания сумм штрафов и пени.

По результатам этого этапа оформляются отчет о целесообразности и возможности сокращения сумм просроченной кредиторской задолженности, прогнозные расчеты затрат и эффективности таких действий.

Э т а п 4. Проработка целесообразности и возможности реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

По результатам анализа могут быть выявлены необходимость и целесообразность реструктуризации предприятия, т.е. разделения имущественного комплекса или выделения структурных подразделений в ряд самостоятельных юридических лиц.

Необходимость реструктуризации возникает в связи с прогнозируемыми вероятными потерями (по причине банкротства) наиболее ценного имущества либо для повышения эффективности работы структурных подразделений и предприятия в целом.

В процессе выполнения этого этапа работы рассматриваются технические, экономические и юридические аспекты процесса реструктуризации, выполняются необходимые сопоставительные расчеты вариантов и оценивается вероятность практического осуществления всех необходимых юридических процедур.

По результатам этапа составляется аналитический отчет о целесообразности реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Э т а п 5. Проработка возможностей и наиболее реальных перспектив развития предприятия.

Этот этап напрямую связан с вероятной необходимостью корректировки стратегии развития предприятия, которая основывается на результатах анализа ситуации на рынках сбыта продукции, а также на технологических и ресурсных возможностях производства.

Кроме того, на этом этапе вносятся предложения по результатам анализа реализуемых на предприятии инвестиционных проектов, а также могут быть предложены новые, более эффективные и перспективные проекты.

По результатам этапа составляется аналитический отчет с предложениями о целесообразности корректировки стратегии развития предприятия и выполненными расчетами эффективности предлагаемых мероприятий.

Э т а п 6. Разработка предложений по оптимизации системы управления предприятием.

По данным проведенного анализа прорабатываются целесообразность и возможность оптимизации существующей на предприятии системы управления.

Особенно детально изучаются возможности более эффективного функционирования коммерческих (осуществляющих сбыт и снабжение), а также финансово-экономических служб предприятия.

Оптимизация деятельности указанных служб и применяемых методов осуществления коммерческой деятельности может привести к существенной экономии материальных и финансовых ресурсов предприятия (за счет удешевления закупок, увеличения объемов продаж, ускорения оборачиваемости денежных средств, экономии на расходах по содержанию персонала и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.