Рефераты. Развитие организационной науки в трудах отечественных теоретиков






Особое значение в этой связи П.М. Керженцев придавал фактору времени, считая, что научная организация означает прежде всего тщательное и бережливое к нему отношение. <Борьба за время, - писал П.М. Керженцев, - олицетворяет собой борьбу за хозяйственное восстановление страны... Она является синонимом протеста против разгильдяйства и обломовщины>. Нельзя серьезно говорить о развитии научной организации труда и управления и о ее применении в практической деятельности до тех пор, пока не будет уничтожена организационная безграмотность. А это в первую очередь означает что время нужно строго учитывать, распределять и экономить.

Вместо авось - точный расчет

место кое-как - обдуманный план.

место как-нибудь - научный метод.

место когда-нибудь - 15 октября, в 20 час.35 мин.

По инициативе П.М. Керженцева в 1923 г была учреждена самая массовая общественная организация в стране - лига <Время>. Почетным ее председателем был избран В.И. Ленин, председателем лиги стал П.М. Керженцев. Лига быстро разрослась до десятков тысяч членов во всех концах Советского Союза и была страстным пропагандистом и агитатором идей НОТ и управления. В 1924 г. Лига <Время> была переименована в лигу Время <НОТ> а еще через некоторое время - в лигу <НОТ>. Этот небольшой по продолжительности, но очень насыщенный период деятельности лиги (она была упразднена в 1926 г) нуждается в глубоком самостоятельном исследовании, поскольку в настоящее время, в условиях крутого поворота к демократизации и самоуправления, опыт функционирования подобного рода массовой организации, формы и методы ее работы, несомненно, представят чрезвычайный интерес. Пока же мы о них, по существу, мало что знаем.

П.М. Керженцев высказал ряд ценных мыслей в области организации науки управления в СССР, поставив задачу объединения и координации работы всех научных учреждений, занятых в этой сфере; поднял вопросы о широком использовании эксперимента, о внедрении принципов НОТ в школьном обучении, что является, на наш взгляд, актуальным и в настоящее время.


Глава 5. Влияние законов организации на компанию “Jason"


Украинско-британское совместное предприятие "Компания "Jason лтд" было создано в 1995 году вследствие реорганизации. Компания является правопреемником фирмы в виде общества с ограниченной ответственностью "Jason". Порядок реорганизации, легализации, а также деятельности предприятия основывается на Законах Украины, а также других законах и подзаконных нормативных актах, касающихся финансово-хозяйственной, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности предприятий в Украине.

Предприятие является юридическим лицом по законодательству Украины. Права и обязанности юридического лица предприятие приобрело с момента его государственной регистрации. Имеет свой фирменный знак (символику), штамп, круглую печать, которые исполнены на украинском языке, и другие реквизиты, а также расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.

Организационно - правовой формой предприятия является предприятие с иностранными инвестициями в виде общества с ограниченной ответственностью. То есть предприятие несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники несут убытки только в пределах своего вклада. Предприятие не отвечает по имущественным обязательствам участников.

Форма собственности - коллективная, распределена между участниками предприятия следующим образом: 65% уставного фонда принадлежит британской компании, а 35% имеет физическое лицо, являющееся гражданином Украины.

Компания "Jason" имеет самостоятельный баланс в валюте Украины и инвалютном счете и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Предприятие было создано для насыщения рынка товарами, оказания услуг населению, предприятиям, организациям и учреждениям, производства товаров народного потребления, продукции производственного назначения.

Основной целью предприятия является получение прибыли.

Основными направлениями деятельности предприятия являются:

организация торговли промышленными и продовольственными товарами;

проведение товарообменных операций, заключение бартерных сделок;

посредническая деятельность;

закупка и продажа оптовых партий товара и продовольствия;

оказание платных услуг населению.

Организации существуют в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов и т.п. Среда влияет на организацию и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.

Потенциал организации играет огромную роль в её жизнедеятельности. Именно поэтому необходимо обратить внимание на действие закона синергии. В данной организации можно наблюдать, что руководитель и подчинённые находятся в полном взаимопонимании. Действия руководителя направлены на гармонизацию деятельности и использование ресурсов. Работники различных отделов (производственного, проектного) проявляют инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании, качественно их выполняют, что в итоге приводит к положительным результатам, творческому стилю работы и конечно высокой прибыли.

Разработка стратегии развития компании начинается с выработки конкурентных преимуществ, которыми она должна обладать в глазах целевых групп потребителей. В основе стратегии наработки конкурентных преимуществ и стратегии развития компании лежит информация о потребительских предпочтениях, о существующих и потенциальных клиентах. Здесь прослеживается влияние закона информированности-упорядоченности. Стратегическая информация, которая потребляется органами стратегического управления, применимая к понятию клиент, содержит две важные составляющие. Первая - информация о потребительских предпочтениях, вторая - информация, но которой мы можем судить об издержках переключения клиента, т.е. насколько просто клиент готов уйти от нас и пользоваться услугами другого поставщика. Затем сформулированная стратегия и на границе нашей компании и внешнего мира трансформируется в набор конкретных бизнес-правил, которым подчинены наши взаимоотношения с клиентами. Одно из основных правил коренным образом меняет некоторые сложившиеся и в нашей стране представления о ведении бизнеса. Мы всегда работаем на снижение издержек нашей компании. Но многие ли из нас задумываются над тем, чтобы снизить издержки нашего потребителя, которые он несет, взаимодействуя с нами? Ведь если мы работаем над снижением издержек потребителя, то тем самым попытаем барьер его переключения на другого поставщика. Предоставление более качественного сервиса, в том числе с использованием Интернета, позволяет нам существенно улучшить положение нашей компании в конкурентной среде. Составляющая, связанная с реализацией оперативного взаимодействия с клиентом, подразумевает простую и удобную технологию представления клиенту продукта, продажи продукта, обслуживания клиента, принятия рекламации и т.д. Если раньше экономическое развитие страны определялось богатством недр, а позже - степенью индустриализации, то сегодня оно определяется уровнем развития информационных технологий. Стремительное развитие информатизации давно превратило компьютер из диковинки технического прогресса в незаменимый инструмент повседневной работы многих специалистов. Бухгалтерская специальность не стала исключением. Более того, именно бухгалтеры, обремененные кропотливой работой с огромным количеством информации, одними из первых оценили преимущества современных технологий. Сегодня лишь около 10% российских бухгалтеров не пользуются компьютером.

Говоря о конкурентоспособности можно также проследить действие закона самосохранения. Для компании необходимо иметь либо целый отдел безопасности, либо обеспечение безопасности должно входить в функции другого отдела. В ООО "Jason" этим занимается общий отдел, т.к размеры компании не требуют создания независимого отдела. Сохранность информации, имиджа, репутации, финансов, различных коммерческих тайн и других составляющих эффективной деятельности любого предприятия очень важна. Именно поэтому необходимо формировать ресурсы для стабилизации деятельности компании в случае возникновения разрушительных внезапных обстоятельств, изменений структурных спросов на продукт, изменений курсов ценных бумаг и т.д. В организации для таких случаев работает маркетинговый отдел, который исследует рынок и имеет возможность предусмотреть и предупредить различные кризисные ситуации. В ООО "Jason" формируются крепкие и устойчивые отношения с клиентами, муниципальными и федеральными органами власти. Таким образом действие закона самосохранения проявляется в условиях профессионального подхода персонала к своей деятельности в рамках прав и полномочий.

В любой компании у руководителей и персонала постоянно наблюдается стремление к расширению её влияния, повышению дохода, материальному вознаграждению работников. OOО "Jason" не исключение. Формой реализации закона развития является составление бизнес-плана.

Компания обладает различными ресурсами для осуществления своей деятельности. Качественное техническое оборудование необходимо для создания условий с целью выполнения заказов клиентов. Знания, навыки и умения работников, квалифицированные специалисты - всё это является ресурсами компании. Но увеличение количества одних ресурсов не может полностью компенсировать недостаток других. Например, если в компании есть последние усовершенствованные модели компьютеров с современными программами проектирования, но отсутствуют специалисты по использованию этих программ, то они оказываются бесполезны и затраты на них были зря. Поэтому важно иметь все ресурсы в необходимой пропорции, которая обеспечивает удобство и оперативность в работе. Таким образом, закон композиции и пропорциональности - естественное явление в жизни человека и в любой организации. На фирме, как и в природе, избыточное постепенно должно уходить, а недостаточное развиваться, достигая некоторой временной наилучшей композиции.

Оптимальная структура OOО "Jason" позволяет организации эффективно функционировать и качественно выполнять поставленные задачи. Закон единства анализа и синтеза, который относится к объективным законам, влияет на организацию таким образом, что руководство содержит наиболее оптимальное количество отделов и работающего в них персонала. В организации каждый имеет свои прямые обязанности и несёт ответственность за свою работу, а взаимодействие всех сотрудников как итог делает успешной деятельность фирмы. Все отделы выполняют свои определённые функции и сильно зависят друг от друга, а при разделении теряют свои основные свойства, т.е. становятся неспособны выполнять свои основные функции. В результате анализа происходит объединение целого из подготовленных частей. Здесь также необходимо учитывать, что при объединении составные части могут влиять друг на друга в большей или меньшей степени. И снова мы видим действие закона синергии. Очень важно грамотно совмещать все составные части организации, анализировать работу каждого отдела и распределять функции таким образом, чтобы их выполнение способствовало эффективной работе организации, а не в коем случае не тормозило её. В OOО "Jason" количество и работа отделов подобраны исходя из общего объёма поставленных задач и целей. В зависимости от структуры организации подбирается наиболее экономный режим функционирования, ведь главной целью любой компании является сопоставление затрат и доходов в выигрышной для организации форме. Также для реализации закона маркетинговый отдел проводит исследования в ключевых областях деятельности компании. Предприятие имеет собственную маркетинговую службу, которая выполняет поставленные ей задачи, как для собственных целей, так и для сторонних заказчиков. Поэтому данный вид деятельности нашел свое отражение в Уставе предприятия и приносит достаточные доходы для того, чтобы с лихвой покрыть затраты на содержание четырех специалистов в области маркетинга.

Маркетинговая служба разрабатывает предложения по направлениям повышения эффективности деятельности компании, политику ценообразования, пути снижения себестоимости услуг, предоставляемым фирмой. Таким образом, принятие всех решений деятельности предприятия, в том числе и по торговой деятельности формируется на базе большого маркетингового исследования и стратегии развития предприятия. Руководство старается использовать современную информационную технологию управления для наиболее успешного функционирования организации

Большую роль играют методы эффективной работы руководителей. С помощью компьютеризации процессов управления, внедрения рациональных методов анализа и обоснования решений, скрупулезного учета затрат и результатов, нужно сказать, что эффективность управления начинается, возможно, с малого. Умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно распределять свое время, снимать стрессы и многое другое показывают как значимо действие социальных законов на организацию. Например, закон социальной гармонии говорит о том, как важно для поддержания высокого уровня работоспособности сохранить сплочённость коллектива. В компании организовывается совместный досуг, сотрудники проводят вместе выходные, выезжая в дома отдыха или просто встречаясь в неформальной обстановке. Руководство считает своей задачей попытаться сделать так, чтобы каждый подчинённый почувствовал себя неотъемлемой частью коллектива не только в работе, но и в повседневной жизни. В OOО "Jason" сплочённость коллектива и его общение в нерабочей обстановке приводит к наилучшему взаимопониманию между сотрудниками различных подразделений и как следствие, к появлению новых технологических идей, полезных для компании. Закон оптимальной загрузки также значим. Исходя из способностей, опыта, образования и других факторов, руководитель распределяет задачи и функции в зависимости от их объёма и сложности между сотрудниками.

В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низшего и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством. Выбор наилучшей организационной структуры производства и управления осуществляется исходя из ряда своих особенностей, присущих каждой организации. Здесь имеет место действие закона своеобразия. Для осуществления гармонического воздействия всех составляющих фирмы "Jason" выбрана наиболее подходящая структура.


Заключение


Все способы изменения структуры организации - реинжениринг корпораций, эволюционные способы перестройки организационной структуры с использованием реинжениринговых технологий, сетизация и основные способы организационного проектирования - построение организаций на основе трансакционных издержек, на основе выделения финансовых подразделений, а также реструктуризация компаний, находящихся в кризисном положении, слияние, поглощение фирм и создание ФПГ - все это в случае достижения целей, поставленных менеджерами, является проявлением (примерами) тектологического (организационного) прогресса, а в случае недостижения поставленных менеджерами целей становится примерами тектологического (организационного) регресса. Это, по нашему мнению, подтверждает практическую значимость тектологии А. Богданова и возможность использования ее категориального и методологического аппарата для решения конкретных проблем теории организации.

Опыт ЦИТа оказал неоценимую услугу становлению промышленности СССР, укреплению его военного потенциала. Так, еще в 1931 г. на основе военного отдела ЦИТа был создан Военный институт труда, техники и кадров (1965). В целом за период 1921-1938 гг. силами сотрудников ЦИТа "было подготовлено в 1700 пунктах страны свыше полумиллиона квалифицированных рабочих двухсот специальностей. ЦИТ подготовил также свыше 20 000 инструкторов производственного обучения, консультантов по НОТ" (1965).

Для современной психологической науки наследие Гастева и его сподвижников по ЦИТу - образец построения моделей организаций и ее звеньев, вплоть до деятельности отдельных субъектов труда; это вклад в теорию организаций и организационную психологию, психологию управления, психологию труда.

Н. Витке непомерно раздувает значение социально-психологического подхода к управлению, абсолютизируя последний. Важность создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе несомненна, но сводить к этому всю суть управленческой работы нельзя. По его же мнению, <именно в этом подходе к социально-трудовому сотрудничеству вся сила работы научной организации управления. Именно этот подход вскрывает существо задачи, осмысливает до сих пор слепой эмпирический процесс, именно он дает направление всей работы... >.

Можно указать и на другие ошибки Н. Витке, связанные, например, с попыткой выделения науки управления. Понимая ее <стыковой> характер, автор вместе с тем ищет эту науку на границе лишь таких дисциплин, как <индустриальная и коллективная психология>, <структурная социология>, физиология, игнорируя экономические, политические и прочие отрасли знания.

Однако в целом при всей противоречивости концепция Н.А. Витке и его сторонников исключительно интересна прежде всего своей социальной направленностью, акцентом на роль человеческого фактора в управлении. П.М. Керженцев высказал ряд ценных мыслей в области организации науки управления в СССР, поставив задачу объединения и координации работы всех научных учреждений, занятых в этой сфере; поднял вопросы о широком использовании эксперимента, о внедрении принципов НОТ в школьном обучении, что является, на наш взгляд, актуальным и в настоящее время.

Таким образом, отечественные исследователи проблем организации в своих трудах предвосхитили многие идеи, впоследствии высказанные на западе. Однако нестабильная политическая ситуация в стране и постоянные потрясения не дали возможность реализовать многие идеи, многие из которых просто были забыты. Деятельность компании "Jason" соответствует основным законам организации, многие из которых были выдвинуты отечественными учеными.


Список использованных источников и литературы


1.                Акимова Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г. - 367 с.

2.                Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: В 2 т. - М.: Экономика, 1989.

3.                Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

4.                Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие.М., 1925.

5.                Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. пособие для вузов - М.: Инфра-М, 2006 г. - 720 с.

6.                Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004 г. - 254 с.

7.                Смирнов Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ, 2000 г. - 375 с.

8.                Туровцев О.Г., Теория организации, Туровцев О.Г., Родионова В.Н., Москва: изд. РИОР, 2006 г., с.97

9.                У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи/Сост.Э.Б. Корицкий. - Издательство Ленинградского университета, 1990., 344 с.

10.           Холл Р.Х. Организация: структура, процессы, результаты - СПб.: Питер, 2001 г. - 275 с.

11.           Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Курс лекций - М.: Инфра-М, 2004 г. - 175 с.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.