Рефераты. Развитие менеджмента в России и мире






 

                                                        Таблица  1 .

 

НАЗВАНИЕ

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Административный

При  административном  подходе  регламентируются  функции,  права,  обязанности,  элементы  системы менеджмента  в  нормативных  актах.

Воспроизводственный

Воспроизводственный  подход  ориентирован  на  постоянное  возобновление  производства  товара  для  удовлетворения  потребностей  рынка  с  меньшими  затратами.

Динамический

При  динамическом  подходе  объект  управления  рассматривается  в  диалектическом  развитии,  в  причинно - следственных  связях  и  соподчиненности.

Интеграционный 

При  интеграционном подходе  устанавливаются  взаимосвязи  между  отдельными  подсистемами  и  элементами  системы  менеджмента,  уровнями,  субъектами  управления.

Количественный

Сущность  количественного  подхода  заключается  в  использовании  количественных  оценок  при  помощи  математических,  статистических,  инженерных  расчетах  и  т.д.

 

 

Комплексный

При  комплексном подходе  учитываются  технические,  экономические,  социальные   и  другие  аспекты  менеджмента.

Маркетинговый

Маркетинговый  подход  предусматривает  ориентацию  управляющей  подсистемы  на  потребителя

Нормативный

При  нормативном подходе  устанавливаются  нормативы  в  управлении

Поведенческий

Поведенческий  подход  заключается  в  том,  чтобы  помочь  работнику  осознать  собственные  возможности.

Процессный

При  процессном подходе  управление  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  функций.

Системный

При  системном подходе  любая  система  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  элементов.

Ситуационный 

Ситуационный    подход  предполагает,  что  применение  различных  методов  управления  определяется  конкретной  ситуацией.

Функциональный

Сущность  функционального  подхода  состоит  в  том,  что  потребность  рассматривается  как  совокупность   функций,  которые  нужно  выполнять  для  ее  удовлетворения.

 

 

          Данные  подходы  следует  отнести  к  главным  принципам  управления.  Впервые  термин  “  принципы  управления  “   ввел  инженер  - технолог  Ф.Тейлор  ,  который  в  1911  году  опубликовал  работу  под  названием 

“ Принципы  научного  менеджмента  “.

 

 

 

 

V. Модели менеджмента.

 

1).Американская модель.

 

   Изучение американ­ской модели менеджмента представляет известный интерес.  Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Ан­ри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производ­ства необходимо изменить отношение к положению ра­бочего на предприятии, выработать новые методы моти­вации и сотрудничества между рабочими и предприни­мателями.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация как основная форма предпринима­тельства.

Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества по­средством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределе­ние ресурсов через приказы. Рыночный подход предусмат­ривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход явля­ется наиболее эффективным.

Современная американская модель менеджмента ори­ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акцио­нерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

    Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

    Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

    Важнейшей составной частью плановой работы кор­порации является стратегическое планирование, возник­шее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

Для снижения сопротивления рабочих организаци­онным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества тру­довой жизни», с помощью которых работники корпо­рации привлекаются к разработке стратегии ее разви­тия, обсуждению вопросов рационализации производ­ства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разраба­тывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работни­ков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

 

 

2).Японская модель.

 

 

    За последние два десятилетия Япония заняла лиди­рующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.                     

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (сти­мулы) они воспринимают через призму социальных по­требностей.

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, по­ведение менеджера и принятие им решений всецело за­висит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

    До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознагра­ждение за труд.  Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.

Сильнейшим средством мотивации в Японии являет­ся «корпоративный дух» фирмы. В осно­ве его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.  Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбо­ев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции круп­ными партиями и создали непрерывно-поточное произ­водство.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без уче­та ее специфических условий и, прежде всего, психоло­гических и социально-культурных факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.