Рефераты. Разработка управленческого решения






1. Мероприятия по повышению качества «входа» системы — качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изго­товителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий прояв­ляется: а) у изготовителя товара — за счет повышения качества процес­са, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и ком­плектующих, снижения производственного брака; б) у потребителя това­ра — за счет повышения качества его изготовления (качество разработ­ки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырье, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты — себестоимость товара, то затраты на повышение качества «вхо­да» системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокра­щения остановок производства и брака. В этом случае суммарная со­ставляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (каче­ства «входа» системы) рассчитывается по формуле:

       Т

Эт=∑[-ΔCвх+ΔCпрt+(Цнt-Цсt)]·Nt-Звх,                                                          (1)

      t=1


где Эт — ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок примене­ния мероприятий (Т);

ΔCвх — перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа», поэтому они со знаком минус);

ΔCпрt — снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества процесса при применении качественного «входа»;

Цнt — прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t;

Цсt — то же старого;

Nt — прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральные измерители (шт., т и т.п.);

Звх — единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа» (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.п.).

При выполнении расчетов по формуле обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени, сопоставимость вариантов, многовариантность и др.).

2. Мероприятия по повышению качества процесса в системе — по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эф­фект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «вхо­да» системы через процесс системы к ее «выходу».

Допустим, качество «входа» отвечает требованиям конкурентоспособ­ности, т.е. оценивается на «отлично», а качество процесса удовлетвори­тельное, т.е. технология и организация процессов не отвечают требовани­ям «входа». Тогда на «выходе» системы будет «удочка». Для использова­ния преимуществ высокого качества «входа» обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере — до «отлично»). На это мероприя­тие изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость то­вара, как правило, повышается).

Эффект, получаемый потребителем за счет применения более каче­ственного товара и, соответственно, более полного удовлетворения сво­их потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребите­лем товара через его цену на рынке.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по со­вершенствованию технологии, организации производства, системы опе­ративного управления либо повышению уровня автоматизации производ­ства (в целом — повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

       n    Т                              Tвл

Эт=∑  ∑ (Цit-Cit-Hit)·Nit- ∑  Зпрt,                                                                     (2)

      i=1 t=1                           tвл=1


где Эт — ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок при­менения мероприятий (Т);

i = 1, 2... n — количество наименований выпускаемых фирмой това­ров, на которые распространяется данное мероприятие;

Цit — прогноз цены товара в году t;

Cit — прогноз себестоимости единицы товара в году t;

Hit — прогноз налогов по единице данного товара в году t;

Nit — прогноз объема выпуска товара в году t;

Tвл = 1, 2...Твл — год вложения инвестиций в мероприятия по повыше­нию качества процессов в системе (Твл — последний год вложений, год внедрения мероприятий);

Зпрt — единовременные затраты (инвестиции) на повышение каче­ства процессов (на совершенствование технологии, организации и т.п.) в году tвл.

 

Структура системы управления (менеджмента) организации

Для организации процесса управления производством необходимо сформулировать стратегию, инновационную и социальную политику организации, оценить ее возможности, конкурентные преимущества, разрабо­тать бизнес-план, организационную и производственную структуру, обосновать методы управления и т.д. Эти вопросы легче увязать в систему и определить очередность выполнения работ после построения системы менеджмента организации.

Качество и эффективность функционирования организации во многом определяются научной обоснованностью управленческого решения по перечисленным выше направлениям деятельности. Научная обосно­ванность решения, в свою очередь, определяется количеством и глуби­ной применяемых принципов, научных подходов, методов менеджмента Поэтому первую — главную — подсистему системы менеджмента организации мы назовем «Подсистема научного сопровождения».

Далее необходимо сформулировать цели организации в области по­вышения качества, ресурсосбережения, организационно-технического развития, социального развития организации, охраны окружающей при­родной среды. Назовем эту подсистему целевой подсистемой.

Для реализации целей организации необходимы нормативно-методо­логические документы, ресурсы, т.е. все то, что относится к компонен­там входа системы. Эту подсистему назовем обеспечивающей.

Материализация целей организации осуществляется на стадиях жизнен­ного цикла объектов производства, включающих: стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, производ­ство товаров и услуг, их сервисное обслуживание у потребителей. Эта подсистема называется управляемой.

Управляющие воздействия на объекты управления оказывает персо­нал (менеджеры и специалисты), который разрабатывает управленческие решения по всем предыдущим компонентам подсистем и организует их реализацию. Эту подсистему называют управляющей.

Перечисленные 5 подсистем системы менеджмента составляют ее внутреннюю структуру. Внешнее окружение системы менеджмента орга­низации включает следующие компоненты: внешняя среда, вход, выход, обратная связь.

Таким образом система менеджмента организации будет иметь сле­дующую структуру (рис.2).


Рис.2. Структура системы управления (менеджмента) организации
















2.    Психология личности в системе

разработки управленческих решений.


Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

ü     стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

ü     подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);

ü     сфера действия (технические, экономические и др. решения);

ü     цель (коммерческие и некоммерческие решения);

ü     ранг управления (верхний, средний, низший);

ü     масштабность (комплексные и частные решения);

ü     организация выработки (коллективные и личные решения);

ü     продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

ü     объект воздействия (внешние и внутренние);

ü     методы формализации (текстовые, графические, математи­ческие);

ü     формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, ука­зание, просьба);

ü     сложность (стандартные и нестандартные);

ü     способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество уп­равленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной сте­пени три момента: интуиция, суждение и рациональность. Познакомимся с каждым из них в отдельности.

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опы­та, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторже­ния в нее.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе от печаток личности менеджера, причастного к их появле­нию на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, им­пульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказывают­ся недостаточно обоснованными и надежными, принимаются «с наско­ка», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менед­жером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще мень­шей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.










Список литературы.

1.    Балдин К.В. Управленческие решения: Теория и технология принятия. Учеб. – М.: 2004

2.    Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов. – М.: 2000

3.    Мовицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством: Учеб. пособ. для студентов вузов. Минск 2001

4.    Фатхутдинов Р.А. Экономика предприятия. М, «Юнити» 2000г.


 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.