Рефераты. Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности






p> Таким образом, состояния психической напряженности оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо ее неизменности.

Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Для анализа функционального влияния напряженности большое значение имеют исследования, в которых показана зависимость эффективности исполнения в сложных условиях от психофизиологических детерминант: активационных характеристик индивида
(Jerkes, Dodson, 1908: Duffy, 1951: Freeman, 1948; Maimo, 1959; Kocowski,
1964; Eysenck, 1967; и др.), свойств его нервной системы и т. д.

Не умаляя важности этих аспектов рассмотрения проблемы, необходимо, однако, подчеркнуть, что в общем комплексе причин, обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях, одно из первых мест занимают собственно психологические причины.

Глава I/

ПАНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ СОСТОЯНИЯ

ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Определения состояния «паника»

Наряду с разделением психической напряженности на операционную и эмоциональную, можно также выделить следующие два вида напряженности.
Особенностью первого вида является то, что напряжение может быть вызвано долгосрочным воздействием даже незначительного стрессогенного фактора
(например, постоянное отставание оператора от графика работы в случае операционной напряженности. Также вынужденное общение с человеком, который
Вам неприятен, в случае эмоциональной напряженности).

Однако, состояние психической напряженности может быть вызвано кратковременным воздействием одного или нескольких стрессогенных факторов.
В таком случае с точки зрения динамики развития состояние напряженности можно разделить на 3стадии:

1) Состояние паники

2) Осмысление ситуации

3) Реальные действия, направленные на изменение ситуации

С точки зрения данной работы первая стадия «состояние паники» - наиболее интересна. Потому как, именно находясь в состоянии паники, люди совершают большую часть всех ошибок, обусловленных состоянием психической напряженности, и детальный анализ данного состояния позволит существенно снизить величину этих ошибок. Для исследования состояния паники ниже приведены различные определения данного состояния.

ПАНИКА (от греческого panikon – безотчетный ужас), психологическое состояние, вызваное угрожающим воздействием внешних условий, и выраженное в чувсте острого страха, охватывающего человека или группу людей, неудержимого и неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

ПАНИКА – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей

ПАНИКА массовая – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки ситуации, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмесного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сполоченность группы и авторитет ее лидеров.
Выделяют социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (землятрясение, война, военный переворот, и т.д.); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физеологические условия
(усталость, голод, опъянение и т.д.)

Как видно из вышеперечисленных определений, состояние паники описывается как состояние неконтролируемого «безотчетного» ужаса. У человека, впавшего в состояние паники, блокируется логическое мышление: он перестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальной паники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него. Именно в этом заключается главная опасность данной ситуации.

Все вышесказанное в этой главе является научным аспектом проблемы состояния паники, но анализ был бы недостаточно полным, если не учесть исторический аспект, который будет рассмотрен ниже.

Исторический аспект понятия «паники»

В данной главе приведен анализ мемуарной литературы — воспоминаний и наблюдений лиц, переживших или наблюдавших это явление. Одновременно здесь были широко использованы данные исследований историко-соцнологического характера, имеющие отношение к панике. Для выяснения некоторых вопросов были использованы произведения художественной литературы. Не будет лишним, прежде всего, выяснить, с чем связно такое наименование этого явления.

Слово «паника», обозначающее изучаемое явление, происходит от имени греческого бога Пана, популярного в греческой мифологии. Родиной культа
Пана является Аркадия, где Пану поклонялись как богу — покровителю пастухов, пастбищ и овец. Человек в эпоху детства человечества, писал
Горький руководствовался инстинктом самосохранения и голыми руками боролся с природой, со страхом, удивлением и восхищением перед ней, он создавал мифы, которые были его поэзией и содержали сумму всех его знаний о силах природы, его опыт, полученный в столкновениях с внешними враждебными силами. По мнению Маркса, всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Миф представляет собой подчинение и преодоление посредством фантазии тех явлений, в борьбе, с которыми человек чувствовал себя бессильным, встать над которыми превышало его возможности.

Мифический облик Пана был создан для объяснения некоторых явлений именно такого ряда, перед которыми пастухи Аркадии чувствовали себя совершенно беспомощными.

Как справедливо указывают исследователи мифа о Пане, в жизни аркадийских пастухов самым страшным и убыточным было безумие стада. Пастух часто становился свидетелем того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, обезумев, бросались в воду, в огонь, как животные одно за другим прыгали в пропасть.

Известный исследователь животного мира Брэм так описывает это явление.
Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его способности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных.

По мнению Рошера, совершенно естественно, что греческие пастухи приписывали это поистине демоническое явление, гневу мифического бога пастухов и стад".

И в самом деле, легко понять, что греческие пастухи, которые находились на ступени «детства» общественного развития человечества, объясняли гневом злых сил то катастрофическое и губительное явление, для понимания возникновения которого они не находили никаких объективных и сколько-либо понятных причин. Источником непостижимых и страшных сил они считали Пана.

Греческие пастухи всячески пытались умилостивить Пана и этим спасти свои стада от его гнева - от безумия, которое, внезапно начинаясь, распространялось с молниеносной быстротой на всю обезумевшую массу и влекло ее к гибели.

Однако, если первоначально Пан был только богом пастухов и ему поклонялись как таковому, то в более поздний период (в частности, греко- персидских войн и после них), как об этом свидетельствует Геродот, Пан появляется в истории греческой религии уже в роли бога войны, которому поклоняется вся древняя Греция.

Современное развитие техники в определенных условиях более или менее обеспечивает такое отступление войск, особенно, когда их моральный дух высок, — при котором неприятель отдален от них некоторым расстоянием, во всяком случае таким, чтобы войска получили возможность обороняться от повторяющегося натиска противника на новых укрепленных позициях.

Следовательно, как справедливо указывают военные историки, отчаянное бегство с поля боя не является теперь обязательным и неизбежным результатом поражения. Но так было не всегда. «Прежде, — пишет Ардан-дю-Пик, — паника была обязательным результатом битвы и победившей оказывалась та сторона, которая могла дольше сопротивляться этому гибельному явлению».

Очевидно, грекам не раз приходилось на поле боя быть свидетелями проявлений безумного страха, охватывающего, большие массы людей. Для объяснения этих явлений их примитивная фантазия обращалась к мифическому образу Пана, управлявшему злыми силами, проявлением которых было безумие, овладевавшее человеческой массой, подобно стадам овец в горах. Естественно, что в их воображений причиной состояния, аналогичного безумию животных, был тот же Пан. Пан превратился в бога войны.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, как отмечают историки, что на низшей ступени развития военного искусства масса побежденных, совершенно обессиленная и лишенная способности сопротивляться, находящаяся от победителя-врага только на расстоянии копья и кинжала, стоящая перед опасностью полного истребления, отдавалась беспредельному страху и, обезумев, бежала с поля битвы. Такова была природа боя на ранних ступенях развития военного искусства.

Геродот пишет, что признание Пана богом войны, поклнение ему во всей
Греции было связано с победой, одержаной греками над персами в Марафонской битве, когда персов охватила безумная паника. В своей «Истории» он так описывает битву у Марафона. «Ещё до выхода из города военачальники послали в Спарту известного гонца афинянина Фидопоса. Недалеко от горы Парфенона ему, как он сам говорил, повстречался Пан. По его словам, Пан прямо обратился к гонцу и поручил спросить афинян, почему они перестали поклоняться ему, тогда как он так милостив к ним: много раз помогал и готов помочь в будущем. Так как афиняне успешно закончили войну и уверились в достоверности сказанного, они у подножия Акрополя воздвигли жертвенник Пану и с этих пор каждый год поклонялись ему, совершая жертвоприношения, сопровождаемые процессиями с факелами».

Таким образом, явления, достаточно известные по своим пагубным последствиям, одинаково охватывавшие стада и массы людей, согласно мифологии греков, вызывались демоническим страхом, внушаемым Паном.
Безумный страх распространялся совершенно безотчетно, отнимая у своих жертв разум, способность рассуждать и толкая их на гибельный путь. Такой страх называется паническим.

Приведенный миф прежде всего свидетельствует о том, что это явление было подмечено еще на ранней ступени истории. Оно представлялось тогда настолько обособленным и несводимым к другим явлениям, что приобрело мифический характер. «Паника так же стара, как и история», — справедливо заключают историки. Очевидно, под паникой подразумевается явление, сопровождающее большие массы людей и изначально присущее им. Вместе с этим, несомненно, достойно внимания и то обстоятельство, что, согласно греческому мифу, паническое состояние людской массы отождествляется с состоянием, наблюдавшимся неоднократно в стадах животных. В упомянутом мифе о Пане внимание, между прочим, привлекает и то, что, согласно ему, «возбудитель панического ужаса» находится не только в массе, но и в отдельных людях. Пан как «дух гор» давал знать о себе заблудившемуся путнику тем, что ночью возбуждал у него чувство безотчетного страха, когда «на его зов, ничто не откликалось, кроме отзвука гор».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.