При определении масштабов управления следует учитывать несколько факторов, имеющих существенное значение. Помимо степени сложности, характера выполняемой работы необходимо учитывать субъективные возможности менеджера, его способности сотрудничать с коллективом. Менеджер может уменьшить время, необходимое для управления и контроля, путем: делегирования полномочий на выполнение четко поставленной задачи; составления ясного и краткого плана, разработки соответствующих приемов и подходов; использования контрольно-проверочных нормативов, чтобы иметь возможность убедиться в соблюдении его подчиненными соответствующего плана, графика.
Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий. Следует учитывать, что в случае необоснованно увеличенных масштабов управления теряется личный контакт между менеджером и подчиненными. Менеджер может потерять управление группой, возможно появление подгрупп (с неофициальным руководителем), возникают трудности в проверке результатов деятельности группы, снижается качество профессионального обучения работников, а также ослабляется контроль над выполнением порученных им заданий, что отрицательно сказывается на их моральном состоянии и результатах труда.
С другой стороны, в случае необоснованно сокращенных масштабов управления возникает слишком много уровней управления. Возрастают административные затраты, больше времени отводится на принятие решений в связи с необходимостью прохождения всех звеньев управления, возрастает степень контроля, что может привести к снижению инициативы и творческой активности, неблагоприятно сказаться на моральном состоянии.
От масштаба полномочий зависит степень централизации и децентрализации. Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. При отсутствии делегирования полномочий управление организацией становится слишком централизованным. Уровень централизации тем ниже, чем больше решений принимается непосредственно на рабочих местах, которые незамедлительно выполняются и носят узкий, специальный характер.
Главная цель делегирования полномочий — сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передача полномочий может осуществляться в устной или письменной форме. Вместе с тем полномочия не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими. Принципы передачи полномочий[10].
· передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом. Подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;
· передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;
· руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.
· передаются лишь полномочия, ответственность не передается
Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин субъективного характера и включает в себя следующее: восприимчивость к новым идеям; готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; готовность доверять низшему звену управления; стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Организационная структура – это скелет предприятия, который должен «обрастать мускулатурой», то есть положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Методы распределения обязанностей по отделам[11]:
1. по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
2. по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.
3. по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов.
4. на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции.
5. на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы[12]:
· стратификация, т.е. сколько может потребоваться уровней управления;
· формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
· централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
· сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
В приложении приведен пример положения об отделе маркетинга, который был разработан на основе материала и рекомендаций, представленных в книге Волковой К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции».
Пример носит иллюстративный характер, и, естественно, при разработке положения об отделе маркетинга для конкретного предприятия необходимо учесть особенности предприятия: стратегические цели, задачи, организационную структуру управления, сферу деятельности, количество видов бизнеса, финансовые, трудовые ресурсы и много другое. Кроме особенностей предприятия должны быть учтены действующее законодательные и нормативные документы.
Данное положение об отделе маркетинга рассчитано на достаточно большое предприятие с большим ассортиментом продукции, широким охватом рынков сбыта и большими объемами продаж. Такому предприятию необходим отдел маркетинга с большим количеством работников, что связано с проблемой четкой организованности и слаженности работы коллектива.
Так как предприятие оперирует достаточно большими суммами, риск убытков очень велик и неправильная работа отдела маркетинга может привести к большим потерям. Для этого в Положении четко определяются цели и задачи отдела (пункт 2).
Так как ассортимент товара велик в пункте 3 «Структура отдела маркетинга» выбран товарно-функциональный принцип управления. Весь персонал отдела разделен на две группы: первая отвечает за проведение маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности, вторая - за продвижение товара и доведения его до потребителя. Такое деление представляется целесообразным с точки зрения четкости распределения функций и отсутствия дублирования обязанностей. Каждая группа подчиняется своему руководителю. Так как сферы деятельности групп не пересекаются, то возможность возникновения разногласий между руководителями групп сводятся к минимуму.
Также в данном положении четко сформулированы функциональные обязанности (должностные инструкции) работников отдела маркетинга. Вместе с тем дается четкое распределение обязанностей по выполнению отдельных функций маркетинга, что конкретизирует должностные инструкции работников.
В итоге можно заключить, что данное положение об отделе маркетинга содержит объем информации, достаточный для слаженного и продуктивного функционирования отдела маркетинга.
Структура организации, ее иерархия скрывают в себе глубочайший смысл. Корни этого вопроса уходят далеко в фундаментальные разработки экономической теории, маркетинга и теории отраслевых рынков, а эти основополагающие исследования признаны учеными всего мира.
Эволюция организационных форм управления последовательно отражала основную тенденцию развития организации общественного производства – углубление разделения и кооперации труда, усиление его специализации, ускорение научно-технического прогресса и его роли в производстве, повышение разнообразия и сложности условий, в которых функционируют производственно-хозяйственные организации.
Построение организационной структуры управления, адекватной объективным условиям, - это творческая задача, которая отнюдь не сводится к использованию типовых структур (или систем) управления, оправдавших себя в некоторых достаточно ограниченных условиях хозяйственной деятельности. Это не означает отрицания возможности и необходимости классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода учеными всего мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7