Рефераты. Разработка стратегии функциональной системы






2.   В линейно-штабной структуре создаются специальные подразделения (штабные службы) при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими- либо нижестоящими подразделениями или исполнителями, а лишь помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления силами штаба специалистов по отдельным функциям.

3.   При функциональном типе структур все виды работ по управлению распределяются между различными функциональными подразделениями, каждое из которых выполняет определённый круг работ. Функциональная структура требует иерархии органов отдельно для выполнения каждой функции на всех уровнях управления. При этом типе структур наиболее полно реализуется принцип специализации управления. Однако при этой системе коллектив часто получает противоречивые указания от различных функциональных подразделений, появляется проблема межфункциональной координации, нарушается принцип единства руководства, принцип единоначалия.

4.   Линейно-функциональная структура основана на тесном сочетании линейных и функциональных связей в аппарате управления. Линейно-функциональная структура обеспечивает новое разделение труда, при котором линейные звенья управления призваны принимать решения и командовать, а функциональные — консультировать, информировать, координировать и планировать. При этом связи руководитель — подчинённый строятся по иерархической линии таким образом, чтобы каждый работник был подотчётен только одному лицу.

5.  Программно-целевое управление является наиболее эффективной и современной формой управления в тех организациях, которые постоянно обновляют свою продукцию и реализуют целый ряд долгосрочных, независимых друг от друга проектов. Суть этой системы в том, что наряду с линейными и функциональными руководителями вводятся специальные должности «руководители программ», или «руководители проектов». Их задача —управлять «по горизонтали», подчиняя себе на некоторое установленное время деятельность всех подразделений пред приятия — от исследования до реализации нового продукта. Существует две основных разновидности программно-целевого управления: чисто проектная и матричная. В обеих формах руководитель проекта является держателем сметы работ и графика. При матричной структуре руководитель проекта определяет только, что и когда должно быть исполнено той или иной службой, а начальник службы решает, кто и каким образом должен выполнить задания руководителя проекта.

6.  Особый тип организации управления представляют собой гибкие структуры, которые обычно базируются на сочетании формального и неформального соединения коллективов. При этом из работников определённых специализированных подразделений формируются временные группы, связанные с выполнением каких-либо заданий, с тем, чтобы после их выполнения они возвращались в свои подразделения или образовывали новые временные группы.

Сформулируем основные выводы о важнейших показателях эффективности структуры и деятельности аппарата управления − прежде всего, высокая управляемость, мобильность важнейших элементов системы, её гибкость, т. е. способность перестраиваться в зависимости от конкретных условий. Хорошее управление — это минимум времени для прохождения решений, приказов, распоряжений от высшего руководителя до непосредственного исполнителя, минимум ступеней управления. За каждым звеном управления должно быть оставлено реальное право на решение подведомственных ему вопросов. Орган управления без прав это лишний орган. Следует иметь в виду, что множество ступеней управления создаёт так называемую «нейтральную зону». При этом работники управления теряют непосредственный деловой контакт как с исполнителями в сфере производства, так и с руководителями вышестоящего органа управления. В связи с этим различают ещё такие разновидности организационного типа структур, как проектные, матричные, бригадные, дивизионные формы организации управления, а также состоящие из рабочих групп, перевёрнутых пирамид.

2.3 Органический тип структур управления


Главным свойством таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т. е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Сравнение иерархического и органического типов структур управления обычно производится по нескольким параметрам, наиболее значимые из которых представлены в табл. 2.[8]

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.

Таблица 2

Параметр сравнения

Иерархический тип

Органический тип

Концепция построения

Чётко определённая иерархия

Гетерархия (отсутствие иерархии)

Тип руководства

Моноцентрический, постоянный

Полицентрический, смена лидеров по ситуациям

Формализация отношений

Чётко определённые обязанности и права

Изменяющаяся система норм и ценностей

Организация труда

Жёсткое разделение функций

Временное закрепление функций за группами

Источник эффективности

Рационально спроектированная структура

Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников


Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т. п. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

Из выше приведенной таблицы можно сделать выводы о том, что органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Он отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. А так же, в заключении отметим что развитие функций управления сопровождается образованием функциональных органов управления производством и находит своё выражение в организационной структуре управления предприятием. Между тем организационные структуры управления предприятиями зачастую далеки от оптимальных вариантов. Аппарат управления, вернее структура любого предприятия, должна строиться с учётом объединения функционирования всех обособленных функций управления. Это вовсе не значит, что все звенья единой структурной системы должны копировать друг друга, как часто бывает на практике. Нет необходимости на мелких предприятиях иметь точно такую же структуру, как и на крупных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно отметить и сделать выводы о том, что стратегическое управление современным предприятием, функционирующим в условиях нестабильной рыночной экономики, можно представить как динамичное перемещение менеджмента по траектории с нечеткими координатами между двумя известными позициями: централизованная и рыночная экономика. При этом применяемые концепции и модели стратегического управления базируются как на 15-летнем опыте российского менеджмента, западных технологиях внутрифирменного управления, так и на образцах советской модели управления, последние можно отнести к большинству российских предприятий. В этих условиях факторы кризисных явлений в стратегическом управлении определяются, во-первых: большим количеством разрозненных проектов и несопоставимой информации; во-вторых, слабой адаптацией корпоративной и функциональных стратегий организации относительно стадии ее жизненного цикла; в-третьих, наличием центробежных тенденций внутри предприятия.

Начиная с XX столетия всё шире стал пропагандироваться коллективный труд как самое совершенное организационное начало для выполнения любого задания. Ключевая особенность в основе этого представления, разделяемая практически всеми теоретиками менеджмента и большинством практиков, лежит в понимании того, что должен быть один правильный вид организационной структуры.

В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических. Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: чёткое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов на каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Сегодня стало ясно, что такого явления, как единственно правильная организационная структура, не существует. Есть просто разные виды структур, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Организационная структура — не самоцель, а инструмент, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников.

В данной работе мы рассмотрели и дали понятия и оценку основным направлениям разработки стратегии функциональной схемы:

·     Производственная стратегия;

·     Стратегия управления персоналом;

·     Финансовая стратегия;

·     Функции управления и их роль в формировании структур управления;

·     Иерархический тип структуры управления;

·     Органический тип структур управления;


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.           Баумен Клифф. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. /Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006г −482с.

2.           Бородин В. А. Стратегия управления инновационной фирмой.—Новосибирск: ЭКО, 2006.- 742с.

3.           Виссема Ханс. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Пер. с англ. – М.: Финпресс, 2004г. − 452с.

4.           Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.:Гардарика, 2004г. Голубков Е. П. Какое принять решение? — М., 2005г.-452с.

5.           Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. В 2-х ч. – Новосибирск: Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2005. – 119с.

6.           Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. — М.: Финпресс, 2003г.-682с.

7.           Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. — М.: Экономист, 2002.-456с.

8.           Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: Новосибирск: ИНФРА-М, 2003.- 520с.

9.           Попов С.А. Стратегическое управление. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров. – М.: ИНФРА-М, 2006г.-720с.

10.       Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Сост.: Васильев С.В.; Нов ГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2004.-524с.

11.       Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и стратегии: Учеб. для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005с.- 356с.

12.       Томпсон А.А., мл., Стрикленд А.Дж. III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. — М.: ИНФРА–М, 2001.- 724с.

13.       Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Дело, 2005г. – 447с.


[1] Баумен Клифф. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. /Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006г −482с.

[2] Виссема Ханс. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Пер. с англ. – М.: Финпресс, 2004г. − 452с.

[3] Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. В 2-х ч. – Новосибирск: Новосибирская государственная академия экономики и управления, 2005. – 119с.

[4] Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: Новосибирск: ИНФРА-М, 2003.- 520с.

[5] Попов С.А. Стратегическое управление. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров. – М.: ИНФРА-М, 2006г.-720с.

[6] Семенов А.К. Терминология менеджмента: словарь. – М.: Маркетинг, 2004с. – 224с.

[7] Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и стратегии: Учеб. для вузов. Пер. с 9-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005с.- 356с.

[8] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Дело, 2005г. – 447с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.