Рефераты. Разработка мер по улучшению финансового состояния предприятия






p> Проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководители разных уровней хозяйства, обязанностью всех служащих, которые имеют отношение к принятию управленческих решений. Отсюда еще один важный принцип организации анализа
- обоснованное распределение обязанностей по отдельными исполнителями от того, насколько рационально это распределение, зависит не только полнота охвата объектов анализа, но и исключает возможность многократного проведения одних и тех же исследований разными лицами. Это способствует более эффективному использованию рабочего времени специалистов и обеспечивает комплектность анализа.

Аналитическое решение должно быть эффективным, это значит, что затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности. С этой целью при его проведении должны широко использоваться передовые методики, средства, которые облегчают работу аналитика. Это прежде всего национальные методы сбора и хранения данных, внедрение в практику анализа ПЭВМ и других технических средств, оргтехники.

Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы.
1. Выделение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм их исследование и распределение обязанностей между отдельными исследователями.
2. Планирование аналитической работы.
3. Информационное и методическое обеспечение анализа.
4. Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования.
5. Оформление результатов анализа.
6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа. [2]

1.7.3. Антикризисное управление предприятием.

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма.
Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более сложная и важная. Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением.
Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на выход организации из кризисного состояния, в котором оно находится. По определению Градова, антикризисное управление - это:

1) анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

2) познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения “слабых сигналов” об угрозе приближения кризиса;

3) стратегический контролинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

4) оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

5) разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из фирмы;

6) постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. [6]

Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля
“вклада” которых может быть различной. Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля “вклада” которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политикой и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на
2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национальными. 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствиям изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов.

Источником информации - для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов. В состав бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием налоговым органам, входят: “баланс предприятия”
(формы № по ОКУД), “отчет о финансовых результатах и их использовании”
(форма №2), “справка к отчету о финансовых результатах и их использовании”
(справка к форме №2), “Приложение к балансу предприятия” (форма №5).

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Ранними признаками или симптомами грядущего неблагополучия организации могут быть:

1) отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредитов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые организацией (открытие или закрытие подразделений организации, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена деловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии организации;

2) задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях либо о низком уровне квалификации персонала;

3) изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определенной их пропорциональности;

4) увеличение задолженности организации поставщикам и кредиторам;

5) уменьшение доходов организации и падение прибыльности, обесценивание акций организации, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;

6) внеочередные проверки организации, ограничение коммерческой деятельности организации органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Одним из показателей состояния организации является ее устойчивость.

Устойчивость организации (Z) американские экономисты рекомендуют определять по обобщенному показателю.

Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5, где: Х1 - показатель эффективности рабочего капитала;

Х2 - показатель эффективности накопленного капитала;

Х3 - рентабельность производства;

Х4 - показатель задолженности;

Х5 - показатель эффективности активов.

Х1 = [pic], где: Оср - оборотные средства;

Окр - краткосрочные обязательства;

А - общие активы.

Х2 = [pic], где: К нак - накопленный капитал (остаток прошлых лет).

Х3 = [pic], где: П бал - балансовая прибыль.

Х4 = [pic], где: К - капитал фирмы (основные фонды плюс нематериальные активы);

Д - общий долг фирмы.

Х5 = [pic], где V - общий объем продаж.

Перечисленные показатели одновременно могут служить показателями эффективности функционирования фирмы.

Показатель устойчивости фирмы позволял американским экономистам выявлять до 90% корпораций - потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70% - за 2 года и 50% - за 5 лет до банкротства. Если Z > 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 - неустойчивая.

Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качественно прогнозировать свое будущее, то представляется, что предложенная система показателей сможет помочь менеджерам и инвесторам найти твердый руль финансового корабля.

Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в следующей последовательности:

1) Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента 2-3 и более лет тому назад;

2) Тактический кризис, обусловленный низким качеством тактического маркетинга и производственного менеджмента;

3) Кризис недостаточной обеспеченности организации ресурсами, кредитами и т.д.;

4) Неплатежеспособность организации, ее убыточность;

5) Реструктуризация организации;

6) Банкротство и ликвидация организации.

Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления организации является проведение структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка.
Эта цель реализуется после решения следующих задач:

- предотвращение банкротств организаций и их социальных последствий;

- оказание государственной финансовой поддержки организаций для проведения санадионных мероприятий;

- выявление неперспективных и не обладающих реальными возможностями для восстановления платежеспособности организаций и их ликвидация;

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих основных принципов антикризисного управления организацией:

- установление единых стабильных и надежных для всех хозяйственных субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства организации;

- предотвращение возможности должникам, выполняющим обязательства, обновление своей деятельности;

- введение системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;

- создание механизма регулирования финансовых дел выполняющих свои обязательства должников в целях их оздоровления;

- создание коммерческой и правовой системы для поощрения работы надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

- ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала организации и насаждения споров и тяжб;

- сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных организаций, имеющих финансовые трудности;

- создание механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления
(кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившейся организации и позволять справедливо распределять активы должника. [6]

1.8. Характеристика предприятия.

1.8.1. История создания «Михайловской фабрики нетканых материалов».

Юридический адрес предприятия: 391710, Россия, Рязанская обл., г.
Михайлов, ул. Фабричная, д.1.
Фабрика нетканых материалов является специализированным предприятием по выработке различных видов нетканых изделий. Михайловская фабрика нетканых материалов была основана в 1959 году и носила название «Ватная фабрика».
Получая хлопковое волокно, фабрика выпускала вату на чесальных машинах, прессовала ее в тюки и отправляла потребителям. В это время производилось на ней несколько сортов ваты типа “одежная”, “Прима” и другие.

Постепенно производство расширялось и совершенствовалось. В 1969 году был установлен агрегат типа АЧВВ-2 (агрегат чесально-вязальный по производству ватина) и агрегат АЧВ-1 (агрегат чесально-вязальный по производству основы под искусственную кожу и полотна обтирочного).

Тогда-то и была фабрика переименована в фабрику нетканых материалов. В это время на фабрику поступал хлопок 4 и 5 сортов для выработки основы под искусственную кожу, а также хлопок 6 сорта, линт хлопковый и угары от переработки хлопка для производства ватина.
Использовалась пряжа капрон 50 текса и хлопчатобумажная 25/2 текса и 50 текса.

В настоящее время на фабрике установлено 32 единицы технологического оборудования, из них 22 единицы (агрегата) АЧВВ-2 для выработки ватина и 10 агрегатов АЧВ-1 для выработки полотна обтирочного.

С 1992 года фабрика работает в новых экономических условиях, самофинансирования и экономики. С 1995 года Михайловская фабрика нетканых материалов стала называться «Коммерческая организация общество с ограниченной ответственностью Михайловская фабрика нетканых материалов».

На сегодняшний день КО ООО «Михайловская фабрика нетканых материалов» выпускает широкий ассортимент продукции, как в погонных метрах, так и в штучном виде (Приложение 1 и 2).

1.8.2. Структура управления предприятием.

КО ООО Михайловская фабрика нетканых материалов имеет линейно- функциональную структуру управления (Приложение 3).

Во главе предприятия находится директор, который является высшим руководителем. В его непосредственном подчинении находятся: главный инженер, заместитель по коммерческим вопросам, заместитель по экономическим вопросам, которые согласуют свои решения с высшим руководителем и доводят их до служб или отдельных исполнителей. Они также осуществляют всю техническую подготовку производства. В результате этого директор фабрики освобождается от дополнительного объема работ, огромного потока информации и концентрирует свое внимание на управленческой работе. Отсюда следует, что высший руководитель делегирует часть своих полномочий своим подчиненным.

Кроме этого, в непосредственном распоряжении руководителя находятся юрист, инженер по кадрам, секретарь, оператор-программист, главный бухгалтер, дочерние фирмы.

Помимо положительных сторон, линейно-функциональная структура имеет и слабые стороны, такие как:

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления.

1.8.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

Финансовая устойчивость предприятия - это одна из важнейших характеристик его финансовой деятельности, это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Анализ финансовой устойчивости строится на выявлении достаточности
(излишки или недостатки) источников средств для формирования запасов и затрат, т.е. выявляется соотношение между отдельными видами активов баланса и источниками их покрытия в пассиве баланса. В зависимости от того, какого вида источники средств используются для формирования запасов, можно судить от уровня платежеспособности предприятия. Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников.

Таблица 1.8.1. Анализ финансовой устойчивости «Михайловской фабрики нетканых материалов». тыс. руб.
|Наименование показателя |На начало |На конец |Отклонение |
| |года |года |(+;-) |
|1. Собственные оборотные средства | | | |
|2. Собственные и долгосрочные |-3244 |-4559 |-1315 |
|заемные средства. | | | |
|3. Общая величина основных |-3244 |-4559 |-1315 |
|источников для формирования запасов | | | |
|и затрат |-3187 |-4502 |-1315 |
|4. Запасы и затраты | | | |
|5. Излишек или недостаток |533 |2532 |+1999 |
|собственных оборотных средств. | | | |
|6. Излишек или недостаток |-3777 |-7091 |-3314 |
|собственных и долгосрочных заемных | | | |
|средств. |-3777 |-7091 |-3314 |
|7. Излишек или недостаток общей | | | |
|величины основных источников для | | | |
|формирования запасов и затрат. |-3720 |-7034 |-3314 |

Данные таблицы 1.8.1. показывают, что предприятие, как на начало, так и на конец года имеет недостаток собственных оборотных средств, собственных и долгосрочных заемных средств и общей величины основных источников для формирования запасов и затрат. Это свидетельствует о том, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии.

Наряду с абсолютными показателями, финансовую устойчивость предприятия характеризуют также финансовые коэффициенты.

В результате отрицательного значения коэффициента финансовой независимости, коэффициента задолженности, коэффициента самофинансирования, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициента маневренности, они не могут быть использованы для оценки финансового состояния предприятия.

[pic] на начало года=[pic] на конец года=[pic]
Допустимое значение ровно 0,5.

Значение данного коэффициента, как на начало года, так и на конец года, свидетельствует о большой зависимости предприятия от внешних финансовых источников.

|Коэффициент соотношения мобильных и |= |оборотные активы |
|иммобилизованных активов | |внеоборотные ативы |

на начало года=[pic] на конец года=[pic]
Чем выше значение данного показателя, тем больше средств авансируется в оборотные мобильные активы.

|Коэффициент имущества |= |внеоборотные активы + запасы |
|производственного назначения | |общий объем активов имущества |

на начало года=[pic] на конец года=[pic]
Рекомендуемое значение > 0,5

Данный расчет показывает, что предприятие не задействует заемных средств для пополнения имущества.

1.8.4. Анализ показателей платежеспособности и ликвидности.

Одним из этапов анализа финансового состояния является платежеспособность предприятия. Анализ платежеспособности проводится путем соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости.

Предприятие считается платежеспособным, если соблюдается следующее условие:

Оборотные активы ( Краткосрочные обязательства

на начало года: 552


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.