Рефераты. Разработка бизнес-плана фирмы в условиях современной экономики






Разработка бизнес-плана фирмы в условиях современной экономики

Содержание


Введение

1. Бизнес-планирование. Что это?

1.1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.2. Стратегическое бизнес-планирование. Историческая справка

2. Методология составления бизнес-плана

3. Примеры удачной реализации бизнес-планов

Заключение

Список литературы


Введение

В условиях современной, стагнирующей мировой экономики, характеризуемой значительным «удорожанием» денег, спадом инвестиционной активности бизнеса и снижением покупательского спроса, многие российские предприятия столкнулись с серьезными финансовыми, экономическими и хозяйственными проблемами, которые все чаще приводят к банкротству компаний.

Неблагоприятные условия внешней среды сделали очевидными и внутренние проблемы предприятий, на которые руководители во время бурного экономического роста часто не обращали внимания, среди них: отсутствие или очень низкий уровень планирования на долгосрочную перспективу, неадекватная оценка своих возможностей и положения на рынке, низкий уровень оценки внешней экономической среды, предпочтение получения мгновенной выгоды долгосрочным перспективам развития, высокая закредтованность предприятия, отсутствие ликвидных резервов и многие другие.

Основной проблемой предприятий в данной ситуации, на мой взгляд, является отсутствие или низкий уровень планирования бизнеса. Разработка и следование эффективному стратегическому, оперативному и пр. планам является гарантией стабильности и устойчивости фирмы при неблагоприятных внешних условиях.

Существует мнение, что для выхода из существующей крайне тяжелой для российского бизнеса ситуации, необходим приток инвестиций, направленный на пополнение как основных, так и оборотных фондов. Да, это действительно так, инвестиции необходимы, но только в случае максимально эффективного их использования, иначе же они могут привести к еще более тяжелому финансовому состоянию. Более того, привлечение инвестиций сейчас крайне затруднено и во многом по той же причине – отсутствие у предприятий должной стратегии развития через планирование деятельности.

В этой связи крайне актуальным становится умение руководства предприятий осуществлять эффективное планирование деятельности и реализовывать задуманные планы. Процесс стратегического планирования неразрывно связан с таким видом деятельности, как бизнес-планирование. Бизнес-план служит продолжением разработки стратегии и связан, в первую очередь, с ее детализацией для дальнейшего внедрения и контроля и широко используется в бизнес мире для привлечения инвестиций как на новые проекты, так и на расширение деятельности текущих. Бизнес-планирование - составная часть стратегического планирования и является более узким понятием, направленным на достижение одной цели (тогда как стратегическое планирование направлено на комплекс целей) и подразумевает исключительно развитие бизнеса (в то время как стратегическое планирование использует различные виды стратегий).

Тем не менее, бизнес-план выполняет две функции:

1.                 Заинтересовать инвестора для привлечения инвестиций (основная функция бизнес-плана - внешняя)

2.                 Используется в качестве руководства к действию при реализации проекта и анализа рентабельности и реальности задуманного проекта на стадии разработки (внутренняя функция)

И в некоторых организациях бизнес-план способен заменять собой стратегический план, в связи с чем такие показатели бизнес-плана как реальность осуществления проекта и его эффективность становятся основополагающими и жизненоважными для существования всего предприятия.

В своей работе, я хотел бы раскрыть теоретическую основу бизнес-планирования, все основные принципы составления, стандарты, принятые в различных экономических регионах, а также раскрыть значение бизнес-плана не как только документа, создаваемого для внешних целей, т.е. привлечения финансовых средств, но и как важнейший инструмент внутренней политики, необходимый для выживания и дальнейшего развития предприятия в крайне неблагоприятном экономико-социальном климате современной России и всего мира.



1. Бизнес-планирование. Что это?


Для того, чтобы разобраться в сущности бизнес-планирования и обосновать необходимость его составления, рассмотрим теорию и историю данного понятия.

1.1 Теоретические основы бизнес-планирования


Попробуем дать определение тому, что мы называем планированием.

Анри Файоль, один из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX века, основоположник научного менеджмента в своей главной книге «Общее и промышленное управление» (1916) следующим образом сформулировал основные функции управления:

«Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. До сих пор, за небольшими корректировками, это классическое определение является основным в теории менеджмента.

Основываясь на этом определении, мы можем сделать вывод, что планирование – это одна из основных функций менеджмента, а, возможно, и главная функция.

Планирование — одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, которые определяют темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу. Планирование это главная функция управления.

Планирование – функция управления, объективная необходимость деятельности предприятия. Позволяет обеспечить эффективность этой деятельности.

Технология планирования: Постановка цели - Анализ внешней Среды - Анализ внутренней среды - Научно-технический Прогресс - Логическое построение модели развития- Разработка альтернатив развития -Выбор оптимального варианта- разработка и организация выполнения плана - Контроль и учёт

Требования к плану.

1. Соответствие объективным экономическим законам.

2. Учёт потребностей рынка.

3. Научное обоснование.

4. Рассмотрение нескольких вариантов и выбор оптимального.

5. Нацеленность на высокие конечные результаты.

6. Учёт экологических требований.

Система планов предполагает наличие:

- стратегического плана

- текущего плана

- оперативно-календарного плана

- бизнес-плана

Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам) . Определение целей развития предприятия и путей их достижения. Комплексный план, научно обоснованный. Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия.

Ключевыми элементами стратегического планирования является:

- определение целей

- разработка альтернатив их реализация

- выбор оптимального варианта реализации стратегии

- программа реализации оптимального варианта.

Стратегический план включает ряд разделов и подразделов:

- основные направления деятельности предприятия.

- маркетинговый план.

- план производства и реализации продукции.

- план инновационной деятельности.

- план по труду и социальному развитию.

- план по себестоимости продукции и издержкам производства.

- план прибыли и рентабельности производства.

- план охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов.

- план внешнеэкономической деятельности.

Процесс стратегического планирования неразрывно связан с таким видом деятельности, как бизнес-планирование. Бизнес-план является составной частью стратегического плана и служит продолжением разработки стратегии и направлен, в первую очередь, на ее детализацию для дальнейшего внедрения и контроля. Бизнес-планирование и стратегическое планирование – не тождественные понятия.

Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов.

Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес- план. Бизнес-план – это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

Можно выделить три основные причины составления бизнес-плана: - Сам процесс составления бизнес-плана, включая обдумывание идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на проект предприятия во всей его полноте. План способствует предотвращению ошибок, давая возможность понять для чего все это делается. Это хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.

- Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно контролировать и управлять предприятием, что, в свою очередь, является основой успеха. "То, что планируется - делается", - говорил известный консультант по управлению Питер Друкер.

- Законченный бизнес-план является средством для сообщения идей другим заинтересованным людям. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми предполагается сотрудничать, таких, как: инвесторы, банкиры, совладельцы и служащие. Он в полной мере характеризует таланты и уровень профессионализма разработчика.

Между бизнес-планом и стратегическим также существуют отличия:

1.                 Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес-план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.

2.                 Стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие.

3.                 Стратегический план – это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.