Рефераты. Психологические особенности содержания представлений образа как составляющие имиджа сотрудника ГИБДД






Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом.

Испытуемым предлагался тезаурус личностных черт (50 биполярных качеств). На тестовом бланке испытуемые ставили соответствующую отметку степени выраженности качества у сотрудника ГИБДД.

Работа испытуемых производилась по инструкции: «Перед Вами - перечень личностных качеств. Пожалуйста, оцените степень выраженности этих качеств относительно к сотруднику ГИБДД». (Приложение 2).

«Завершение рисунка» использовалось в качестве четвертой методики в исследовании. Обычно даются «размытые», неопределенные картинки, в которых респондент «одевает» человечка, олицетворяющего собой предмет исследования. Очень результативен прием противопоставления того, что люди «говорят», тому, что они «действительно думают».

Цель применения данной методики в настоящем исследовании заключается в том, что данная методика, носящая проективный характер, позволяет выявить особенности содержания образа о сотруднике ГИБДД среди автолюбителей с нескольких позиций. А именно:

1.            выявить особенности образа сотрудника ГИБДД при исполнении им своих профессиональных обязанностей: когнитивной составляющей образа сотрудниа ГИБДД («что думает при исполнении своих служебных обязанностей») и вербального компонента («что говорит сотрудник ГИБДД при исполнении своих служебных обязанностей») с точки зрения автолюбителей с разным водительским стажем.

2.            выявить основные качества и характеристики сотрудника с позиции автолюбителей, его основные черты и атрибуты профессии.

Работа с методикой производилась индивидуально. Испытуемым предъявлялась инструкция следующего содержания: «Перед Вами человек, это сотрудник ГИБДД, оденьте его, напишите, что он говорит и что думает. Далее на строках напишите, каким Вы представляете себе сотрудника ГИБДД (его основные качества и характеристики)?».

В облаке, расположенном над головой фигурки, напишите то, что этот человек думает при исполнении своих служебных обязанностей; в овале, расположенном слева от фигурки, напишите то, что он говорит при исполнении своих служебных обязанностей; (Приложение 3.).


§ 2. Исследование


В нашем исследовании приняло участие 24 испытуемых, разделенные на 2 группы в зависимости от водительского стажа: 1 группа – стаж вождения от 0 до 7 лет (12 человек), 2 группа – стаж вождения от 8 до 20 лет (12 человек).


Процентная выраженность основных категорий контент-анализа психологических особенностей образа сотрудника ГИБДД у автолюбителей 1 группы

категории

Всего в %

Представленность в незаконченных предложениях

Профессиональная деятельность

35

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

30

10

60

Внешний вид

15

10

10

80

Личностные качества

35

20

10

70

Эмоциональная оценка

8

0

30

70

Моральная оценка

7

0

0

100


категории

Всего в %

Представленность в незаконченных предложениях

Профессиональная деятельность

35

Нейтральное

Положительное

Отрицательное

50

10

40

Внешний вид

8

50

10

40

Личностные качества

11

70

10

20

Эмоциональная оценка

31

70

15

15

Моральная оценка

15

0

0

100

Процентная выраженность основных категорий контент-анализа психологических особенностей образа сотрудника ГИБДД у автолюбителей 2 группы



Анализ ассоциаций

категории

Всего в %

Профессиональная деятельность

23

Внешний вид

38

Личностные качества

15

Эмоциональная оценка

12

Моральная оценка

12


категории

Всего в %

Профессиональная деятельность

30

Внешний вид

21

Личностные качества

21

Эмоциональная оценка

10

Моральная оценка

18


Большинство автолюбителей оценивают сотрудника ГИБДД негативно, что проявляется в отрицательной оценке его моральных качеств (бюрократ, взяточник), внешнего вида (хмурый, мрачный, нелепая форма), личностных качеств (неуступчивость, наглость) и профессиональной деятельности (вымогатель, «борьба с нарушителями»). работу так же называют сложной, опасной, но нужной. Также преобладает негативная эмоциональная оценка в случае взаимодействия с сотрудником (волнение, дискомфорт, напряжение, неуверенность, облегчение после встречи). Взаимодействия происходит по необходимости со стороны сотрудника и со стороны водителя в равной степени.

В данной группе испытуемых образ сотрудника ГИБДД наделяется следующими характеристиками: внешность оценивается в большинстве случаев нейтрально (строго, нормально), так же как и в первой группе испытуемых преобладает отрицательная моральная оценка (избирательное правосудие), но отношение к личностным качествам и эмоциональная оценка сотрудника – нейтральны (обычный человек, когда я сталкиваюсь с сотрудником, я ничего особого не чувствую, я спокоен и т.д.). Испытуемые отмечают общение с сотрудником по своей инициативе, и во всех случаях чувство облегчения после встречи с ним. Работу сотрудников называют важной, опасной, но в то же время прибыльной.

На основе анализа ассоциаций можно сделать вывод о том, что автолюбители в образ сотрудника ГИБДД включают такие составляющие как профессиональная деятельность, внешний вид, личностные качества, эмоциональная и моральная оценки.

первая группа испытуемых отмечает много крайних значений в степени выраженности личностных качеств у сотрудника ГИБДД. поэтому профиль профессии очень изломан.

вторая группа испытуемых не имеет большой выраженности личностных качеств у сотрудника ГИБДД. Профиль усреднен.

На основе анализа рисунка можно говорить о том, что сотрудник ГИБДД у первой группы испытуемых изображается в форме, с атрибутами профессии (свисток, фуражка, жезл, бланк) и с прорисованными чертами лица (веселое, агрессивное и безразличное выражение). Говоря об основных качествах и характеристиках сотрудника большинство пишет о его профессиональной деятельности().


качества

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

качества

Замкнутый








общительный

Глупый








Умный

Слабый








Сильный

Пассивный








Активный

Злой








Добрый

Ленивый








Трудолюбивый

Скрытый








Открытый

Твердый








Мягкий

Пессимист








Оптимист

Наивный








Опытный

Бестактный








Тактичный

Легкомысленный








Серьезный

Лживый








Честный

Тревожный








Спокойный

Спокойный








Эмоциональный

Самодовольный








Самокритичный

Безвольный








Волевой

Лицемерный








Прямой

Подлый








Порядочный

Безответственный








Ответственный

Эгоистичный








Добрый

Трусливый








Смелый

Нахальный








Скромный

Грубый








Тонкий

Мрачный








Веселый

Робкий








Решительный

Равнодушный








Отзывчивый

Эгоист








Альтруист

Неуравновешенный








Уравновешенный

Жадный








Щедрый

Молчаливый








Разговорчивый

Подозрительный








Доверчивый

Злопамятный








Отходчивый

Корыстолюбивый








Бескорыстный

Неряшливый








Аккуратный

Беспринципный








Принципиальный

Инертный








Подвижный

Поверхностный








Глубокий

Плохой








Хороший

Инфантильный








Зрелый

Женственный








Мужественный

Мечтательный








Реалист

Жестокий








милосердный

Неверный








Верный

Некомпетентный








Компетентный

Инертный








Гибкий

Тяжелый








Легкий

Узкий








Широкий

Зависимый








Независимый

Простодушный








Хитрый



Список литературы


1.                Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – М.: Издательство Моск. ун-та, 1980. – 128 с.

2.                Гайнуллина А.В. Особенности взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения// Юридическая психология, 2006, № 4. – С. 35 – 38.

3.                Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999. – 287 с.

4.                Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.

5.                Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. – К: АДЕФ-Украина Издательство, 1998. – 392 с.

6.                Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. – М.: Институт психологии РАН, 1992. – 204 с.

7.                Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Издательство Проспект, 2006. – 472 с.

8.                Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – 576 с.

9.                Матюшевская П.А., Ефимов Н.В., Маевская Е.В. Имидж/ Социология, 2003. – 1312 с.

10.           Введение в практическую социальную психологию под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1996


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.