Рефераты. Профессионально-квалификационная структура кадров в информационном производстве






— поддерживать компьютерную технику, сети в работоспособном состоянии, работать на всех других видах техники, имеющейся в библиотеке.

В библиотечном деле уже давно задействовано множество профессий. Крупная научная библиотека — это место работы и программистов, и инженеров, и переводчиков, и классических библиотекарей. Конкретный специалист фактически представляет каждое направление библиотечной деятельности, участвующее в создании информационно-библиографической или библиотечной системы. Библиотекари в крупных научных библиотеках становятся узкими специалистами — библиографами, комплектаторами, систематизаторами, каталогизаторами и т. п. Каждый работник библиотеки смотрит на общую проблему библиотечного обслуживания через призму своих должностных обязанностей, своего профессионального и жизненного опыта, собственных психофизиологических особенностей.

Организация деятельности средней, а тем более крупной библиотеки — достаточно сложная управленческая задача. Она требует от библиотечных работников специальных знаний в области технологии, технологического цикла, методики и техники проектирования. Именно поэтому особенно важны горизонтальные связи различных специалистов и і юдразделений библиотеки.

Библиотекарь чаще всего рассматривается именно как участник комплексной группы, что налагает на него определенные обязательства — он должен знать как библиотечно-библиографические технологии, так и библиотечную и компьютерную технику, владеть педагогическими и психологическими методиками и технологиями, технологиями современною менеджмента.

Анализ практической деятельности крупных научных библиотек показывает, что, кроме знания информационных и библиотечно-библиографических дисциплин, библиотечному специалисту нужны общие знания технологии, производства, проектной деятельности. В то же время в крупных библиотеках с узкой специализацией библиотечных специалистов отдельные технологические операции и целые технологические линии обслуживаются вообще не библиотечными специалистами. Это особенно характерно для выполнения услуг и создания библиотечных продуктов на основе новых информационных технологий.

Главным результатом информационно-библиографических исследований 1980-1990 годов явилась разработка технологического подхода к решению практических задач библиографического обслуживания читателей и ввод в научное обращение таких терминов информационного обслуживания, как «пользователь», «информационно-библиографическое сообщение», «информационная услуга», «информационный продукт», «системы и технологии информационно-библиографического обслуживания». Смысл технологии и связанного с ней проектирования заключается не в массовом распространении, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями.

В настоящее время установлено, что существует множество факторов социально-психологического и культурологического характера, делающих такую воспроизводимость возможной на данном уровне развития и образа жизни общества. Часто стандартизация массовой продукции оборачивается ее полной усредненностью, снижающей экологическую и эстетическую ценность жизненной среды и угнетающе действующей на человека. Но в принципе технология — не враг разнообразия и уникальности: чем выше уровень технологического развития общества, тем больше у него возможностей индивидуализировать каждый элемент среды. Это относится к библиотечно-библиографическим продуктам и услугам, поскольку технологический подход к деятельности библиографа, библиотекаря позволяет тиражировать выполнение высокоинтеллектуальных услуг любым сотрудником библиотеки.

Однако сегодня создание библиотечного информационно-библиографического продукта означает создание эффективной системы обслуживания, развитие сети или корпорации библиотек, системы корпоративных каталогов, баз данных и т. д.

Организация системы библиотечного обслуживания требует не просто учета «внешней» территориальной библиотечной ситуации, а формулировки информационно-ресурсных требований как исходных для проектирования технологии деятельности отдельной библиотеки. Все это выдвигает новые требования к конкретному библиотечному работнику, проектировщику деятельности библиотеки, а следовательно, и к обучающим программам и курсам в системе высшего профессионального образования.

В развитых странах библиотекари являются не только администраторами информации, но и ее создателями, так как компонуют и перекомпоновывают информацию, чтобы удовлетворить разнообразные потребности пользователей. Таким образом, библиотекари становятся важными и необходимыми участниками процесса распространения знаний. Осуществляя взаимодействие с преподавателями, разработчиками курсов, дистанционными преподавателями и другими партнерами этого процесса, они сами оказываются членами групп дистанционного образования, из чего следует, что библиотеки больше не являются только собранием полок и каталогов. Используя ресурсы и оборудование, предоставляя широкий спектр услуг, они превращаются в учреждения, обеспечивающие поддержку научных, учебных и индивидуальных изысканий. В связи с этим изменились и функции библиотек — приоритетными для них стали функции управления информацией и ее использованием, выполнение которых потребовало от библиотекарей повышения мастерства и новых знаний.

4.Формы и виды оплаты труда работников сферы информационной деятельности

По мере становления государственной системы научно-технической информации менялись источники финансирования научно-информационной деятельности. Если ранее НИД финансировалась в основном из госбюджета, то теперь научно-информационная деятельность финансируется из средств государственного бюджета, организаций и предприятий, оплачивающих услуги информационных органов (плата за информационные продукты, копировально-множительные работы, информационное обслуживание, пользование автоматизированными информационно-поисковыми системами и т. д.). Расширилась хозяйственная самостоятельность информационных структур. Увеличение удельного веса работ, выполняемых информационными органами по хозяйственным договорам, позволяет сделать вывод о возможности дальнейшего использования в этой сфере хозрасчета.

В работе информационных учреждений значительную роль играет система поощрения. В структуре затрат на НИД заработная плата информационных работников составляет около 50% общей суммы расходов. Однако пока ее стимулирующая роль невелика: средняя зарплата информационных работников ниже, чем, например, ученых. Примечателен и тот факт, что дифференциация должностных окладов информационных работников также несущественна: труд работников разной квалификации, выполняющих различные по сложности информационные работы, оплачивается почти одинаково.

Система социального и экономического стимулирования труда информационных работников пока не сформировалась, и в различных информационных органах существуют разные методы морального и материального поощрения. Например, в некоторых центральных отраслевых институтах научно-технической информации, подчиненных министерствам, перешедшим на новую систему планирования, используются поощрительные фонды — фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Кроме того, разработаны формы стимулирования за результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Основными источниками формирования фондов поощрения являются отчисления от прибыли и средства из отраслевого премиального фонда. Порядок отчислений в фонды экономического стимулирования по разным отраслям неодинаков. Размеры отчислений зависят от многих факторов, в первую очередь от объема хоздоговорных работ и результатов внедрения с помощью информационной службы новшеств. Иногда размер отчислений в фонды экономического стимулирования определяется процентами от размера фонда заработной платы. Такой подход снижает значимость премии и специальных фондов, поскольку устанавливает затратную зависимость (чем больше численность занятых информационных работников и больше расходы на заработную плату, тем больше фонд премирования).

Недостаток высококвалифицированных специалистов в информационных органах в настоящее время отчасти связан с нечетко организованной системой оплаты труда. Решению этой проблемы содействовало бы введение в управление информационным процессом более дифференцированной системы оплаты труда, учитывающей величину экономии ресурсов в той сфере, которая потребляет информационные услуги.

Информационные работники могут поощряться за участие в ускорении процесса продвижения крупнозначимых научно-технических новаций в цепи «наука-производство», за выполнение информационных работ, обеспечивающих быстрое достижение экономических и социальных результатов.


Вывод


В процессе написания реферата мы ознакомились с профессионально-квалификационной структурой кадров в информационном производстве; характеристикой и содержанием функций основных профессий; подготовкой редакторов информационных изданий; библиотечно-библиографическими кадрами; формами и видами оплаты труда работников сферы информационной деятельности.

Литература


1. Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки. - М. : ВИНИТИ, 1999. - 273 с.

2. Дрешер Ю. Н. Кадровый менеджмент : учебн.-метод, пособие / иод ред. Т. И. Ключенко. — Казань : Медицина, 1996. — 197 с.

3. Казанцева К. В. Научная организация информационной деятельности. — М. : Наука, 1985. - 154 с.

4. Карбо Т. Библиотекарь в большой семье информационных профессий: американская перспектива // Международный форум по информации и документации. — 1999. - № 3. — С. 23-26.

5. Когберн Д. Л. Глобализация, знание, образование и подготовка в информационный век // Международный форум по информации и документации — 1999. - № 4. - С. 22-28.

6. Кукин В. И. Информатика: организация и управление. — М. • Экономика 1991.-176 с.

7. Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. -- М. : Высш. шк., 1980. — 328 с.

8. Солошснко Н. С. Информационная поддержка «научной команды»: эволюция информаторов // Международный форум по информации — 2001 — № 3. - С. 24-27.

9. Тарапанова К. Интеллектуальное общество и информационный работник: требовании и возможности // Международный форум по информации и документации. — 2000. — № 1. — С. 24-30.

10. Чачко А. С. Библиотекарь — актуальная профессия информационного общества // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии — 2003 — № I -С. 70-73.

11. Чачко А. С. Библиотечный специалист. Особенности труда и профессионализации. — Киев : Наук, думка, 1986. — 189 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.