Рефераты. Профессиограмма социального педагога






Профессиограмма социального педагога

1.                Общая характеристика профессии


Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90.

Социальная работа в целом – это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).

Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.

Объект социально-педагогической деятельности – дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей:

·                     дети-инвалиды;

·                     дети-сироты;

·                     дети-правонарушители;

·                     дети группы риска.

Задачи деятельности социального психолога:

·                     оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты);

·                     оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка);

·                     оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей);

·                     оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);

·                     оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);

·                     оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка);

·                     оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).

2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога:

·                     использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи;

·                     использование технологий и методов социально-педагогической работы.

3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с:

·                     детьми, имеющими социально-педагогические проблемы;

·                     с родителями;

·                     с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения);

·                     с представителями органов социальной защиты;

·                     с представителями милиции и суда и т.д.

4. Организационные основы деятельности социального педагога:

ü     Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом.

ü     Деятельность социального педагога протекает:

·                     в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред);

·                     по месту жительства детей, с которыми идёт работа;

·                     в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.

ü     Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты.

ü     Подчиненных нет.

ü     Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда.

ü     У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения:

·                     Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования – классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования – учитель-предметник.

·                     Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – завуч, директор школы.

·                     Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты

ü     Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.


Требования к частной подготовке:

·                     Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности;

·                     Знание теории и истории социальной педагогики;

·                     Владение методами социально-педагогической диагностики;

·                     Владение методами социально-педагогической поддержки;

·                     Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.

ü     Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования:

·                     Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики;

·                     Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;

·                     Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.).

Как и в любой другой профессии социальный педагог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.).

ü     Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора школы.

ü     В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.


2. Медицинские противопоказания

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.