Рефераты. Проект управления как объект познания






Рис.3 Участники проекта.



1.4 Жизненный цикл проекта


Общепринятого подхода к определению жизненного цикла проекта, его фаз, стадий и этапов не существует и, вероятно, не может существовать. Так как все эти характеристики зависят от специфики конкретного проекта, условий его реализации и опыта участников. Тем не менее логика и содержание процессов развития проектов имеют много общего и наиболее полно и ясно представлены в схеме жизненного цикла проекта американского Института управления проектами (PMI) (рис.4).


Рис.4 Жизненный цикл проекта (PMI, США)

 

1.4.1 Основные фазы жизненного цикла проекта

Типичный жизненный цикл проекта, как видно из рис.4, состоит из четырех фаз:

1.   Начальная фаза (концепция).

2.   Фаза разработки.

3.   Фаза реализации.

4.   Фаза завершения.


1.4.2 Начальная фаза

Посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:

·     Сбор исходных данных и анализ существующего состояния

(предварительное обследование).

·     Выявление потребности в изменениях (в проекте).

·     Определение проекта:

·     цели, задачи, результаты;

·     основные требования, ограничительные условия, критерии;

·     уровень риска;

·     окружение проекта, потенциальные участники;

·     требуемое время, ресурсы, средства и др.

·     Определение и сравнительная оценка альтернатив.

·     Представление предложений, их апробация и экспертиза.

·     Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

 

1.4.3 Фаза разработки

Разрабатываются основные компоненты проекта и осуществляется подготовка к его реализации. Основные работы этой фазы:

·     Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.

·     Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.

·     Развитие концепции и разработка основное содержания проекта:

·     конечный результат (ы) и продукт (ы),

·     стандарты качества,

·     структура проекта,

·     основные работы,

·     требуемые ресурсы.

·     Структурное планирование, в т. ч.:

·     декомпозиция проекта, в т. ч. WBS,

·     календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,

·     смета и бюджет проекта,

·     потребность в ресурсах,

·     процедуры УП и техника контроля,

·     определение и распределение рисков.

·     Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.

·     Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.

·     Представление проектной разработки.

·     Получение одобрения на продолжение работ по проекту.

 

1.4.4 Фаза реализации

Выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта. Данная фаза включает в себя:

·     Организация и проведение торгов, заключение контрактов.

·     Полный ввод в действие разработанной системы УП.

·     Организация выполнения работ.

·     Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.

·     Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.

·     Детальное проектирование и технические спецификации.

·     Оперативное планирование работ.

·     Установление системы информационного контроля за ходом работ.

·     Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т. ч. запасами, покупками, поставками.

·     Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т. ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).

·     Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:

·     ход работ, их темпы,

·     качество работ и проекта,

·     продолжительность и сроки,

·     стоимость и другие показатели.

·     Решение возникающих проблем и задач.

 

1.4.5 Завершающая фаза или окончание проекта

Достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы:

·     Планирование процесса завершения.

·     Эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) проекта.

·     Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.

·     Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.

·     Оценка результатов проекта и подведение итогов.

·     Подготовка итоговых документов.

·     Закрытие работ и проекта.

·     Разрешение конфликтных ситуаций.

·     Реализация оставшихся ресурсов.

·     Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.

·     Расформирование команды проекта.

Работы последних трех фаз проекта могут выполнятся как последовательно, так и параллельно.


Рис.5 Типичный жизненный цикл проекта в контексте жизненного цикла организации и жизненного цикла продукта/оборудования (PMI, США)

Рассмотрим вышеописанное на примере малого инвестиционного проекта строительной компании "СтройДом"

"Строй Дом" - это надежная строительная компания, которая предоставляет свои услуги в сфере строительства с 1999 года. В ней работают опытные строители, архитекторы, инженеры и прорабы, которые имеют высшее строительное образование, допуск к специализированным работам, отлично выполняют любые строительные работы. Компания выполняет полный комплекс проектных, строительных и монтажных работ на высоком профессиональном уровне.

Целью проекта является создание в г. Воскресенске элитного многоэтажного жилого комплекса (далее Комплекс).

Описание проекта: Проектом предусматривается строительство многоэтажного элитного жилого Комплекса (далее Комплекс) с комплексным благоустройством территории с устройством хозяйственных площадок; для продвижения пешеходов проектируются тротуары и пешеходные дорожки. Предусмотрены: подъезды к входам, гостевые автостоянки. Озеленение территории дома предусматривает посадку деревьев и кустарников, устройство цветников и газонов. На этапе реализации проекта планируется организация ТСЖ и передача объекта на баланс управляющей компании.

Описание Комплекса: кирпично-монолитные дома башенного типа. В каждом корпусе запланировано 5 лифтов (3 - грузовых и 2 пассажирских). Под техническим подпольем корпусов двухуровневая подземная стоянка. Квартиры двухуровневые, свободной планировки, площадь квартир от 70 до 200 кв. м. высота типового этажа 3 м. На первых этажах корпусов запланировано размещение помещений для консъержев. Проектом также предусмотрена надежная система охраны территории Комплекса.

Срок реализации проекта 1,5 года.

Описание района строительства проектируемый Комплекс будет расположен Мотовилихинском районе - одном из самых экологически чистых районов города. Район удачно расположен недалеко от центра города. Из окон новых домов будущим жильцам будет открываться потрясающая панорама города и прилегающего к нему лесопарка. Несомненным плюсом расположения Комплекса является сочетание хорошей транспортной доступности и великолепия Подмосковной природы.

Команда управления проектом:

Координатор проекта

Осуществляет координацию работ по проекту на всех его этапах и стадиях. Устанавливает взаимосвязь между элементами проекта, обеспечивает соблюдение всеми участниками реализации проекта установленных стандартов и требований договора (контракта).

Руководитель проекта

Формирует задачи по реализации проекта, контролирует и координирует работу строительства и комплектации объектов до ввода в эксплуатацию.

Руководитель по строительству

Координирует все виды работ, выполняемых на строительной площадке. Контролирует выполнение работ в соответствии с рабочей документацией и нормами.

Руководитель по закупкам и поставкам оборудования и материалов

Координирует все виды закупок и поставок на этапах осуществления проекта.

Руководитель по подготовке к эксплуатации и технадзору

Отвечает за организацию и проведение эксплуатационных испытаний, и подготовку объекта к эксплуатации. Формирует акты для сдачи Госкомиссии, осуществляет технический надзор за производством работ (своевременностью, качеством и соответствием проектным решениям)

Администратор проекта - руководитель финансово-бухгалтерской группы

Несет ответственность за финансирование строительства и комплектации объекта и все расходы, по проекту, осуществляет контроль над выполнением финансовых условий договоров (контрактов), тесно взаимодействует с подрядчиками (субподрядчиками) по финансовым вопросам

Руководитель IT

Осуществляет подбор и комплектацию всех объектов оборудованием слаботочных систем, телефонизацией, телевидением, охранными и пожарными системами, серверов, программного обеспечения, видеонаблюдение, компьютеров, факсов, принтеров и осуществляет контроль за монтажом систем и ввода в эксплуатацию.

Руководитель маркетинга и продаж.

Осуществляет работу по подготовке концепции, разработке стиля, формирует договорную базу, рекламные материалы разрабатывает рекламный план. Формирует бюджет продаж

Руководитель проектной группы. Осуществляет архитектурное проектирование объектов, разрабатывает рабочую документацию, координирует разработку дизайн-проекта

Административный помощник.

Координирует вспомогательную деятельность, обеспечивает необходимые условия для работы команды управления проектом.

На стадии разработки проекта были учтены следующие показатели:

коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников, которые включали в себя:

Общую характеристику потребности (спроса) и объема производства, характер и перспективы спроса (равномерный или сезонный), характеристики конкурентов, особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения.

Рыночная стоимость жилья, определяемая исходя из сложившийся конъюнктуры рынке, ожидаемые доходы и т. д

бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для местного бюджета;

В частности на стадии разработки и согласования проекта были выполнены следующие условия:

проведены прединвестиционные исследования;

представление концепции проекта компании заказчику

подготовка исходно-разрешительной и правоустанавливающей документации;

получение распорядительных документов Правительства Московской области, территориальных органов;

оформление земельно-имущественных отношений;

бизнес-планирование;

составление бюджета проекта;

подготовка площадки к строительным работам;

организация строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

Были созданы и утверждены:

План-графики мероприятий по проекту;

График основных мероприятий по проекту;

График предпроектной подготовки по позиции:

Инженерно-геологические изыскания

График согласований, включая получение ИРД:

Графики юридических действий

Графики объектного планирования (ППР, ПОС)

График СМР

График реализации проекта.

Бюджет проекта.

В дальнейшем было выдано задание на разработку маркетинговой концепции проекта, разработаны Технико-экономическое исследование целесообразности инвестиций в проект, Технико-экономическое обоснование строительства, маркетинговая концепция проекта и план продаж, архитектурная концепция проекта, финансовая модель проекта, согласовано Техническое задание на разработку архитектурной концепции на основании маркетинговой концепции проекта, результатов инженерных изысканий, исследованы возможности оптимизации технико-экономических параметров проекта, с учетом градостроительных ограничений, расчета выхода площадей, социальной нагрузки, а также требований брокеров для данного формата недвижимости и т.д.

Были подготовлены и разработаны:

рабочая документация проекта;

проекты подготовки участка к строительству (ПОС), инженерной подготовки, проекты наружных сетей;

ППР, ПОС на нулевой цикл, График СМР;

принято решение об управлении строительством, рисками, издержками проекта.

На финальной стадии подготовки разработки и согласования проектной документации было выполнено следующее:

снятие обременений (вынос сетей, заглубление ЛЭП, вырубка деревьев);

оформлено разрешение на подготовку участка к строительству, открытие ордера на производство работ;

подготовка участка к СМР; обустройство строительного городка, подводка временных инженерных сетей, устройство дорог, устройство мойки колес;

начало активных продаж квартир.

После чего были проведены тендеры на поставку материалов, конструкций, а также организация строительного производства на объекте.

Этап реализации проекта был выполнен путем производства строительно-монтажных работ, мероприятия по организации контроля на объекте, координации работ, обеспечения строительства материалами, конструкциями, механизмами, обеспечения организации и координация деятельности авторского, технического надзора и других служб, мониторинга хода работ при строительстве, своевременном решение возникающих вопросов, контроль за выполнением сетевых графиков и календарных планов, прокладкой временных инженерных сетей и коммуникаций, монтажом оборудования, хранением материалов, качеством и сроками строительства.

В итоговой части реализации проекта было выполнено следующее: - подготовка объекта к вводу в эксплуатацию.

Заключение договора с эксплуатирующей организацией. Организация ТСЖ.

Сбор документов, предъявляемых Приемочной комиссии.

Получение заключения о соответствии законченного строительством объекта проектной документации.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Получение, утверждение и оформление Акта о приемке объекта в эксплуатацию.

Завершение работ на объекте

Реализация услуг по оформлению квартир

Подготовка отчетности о завершении строительства и выполнения графиков и календарных планов

Оформление актов сдачи и приемки работ.

Закрытие объекта.

На примере данного инвестиционного проекта мы можем видеть, как важно для удачного завершения проекта предусмотреть и проанализировать именно окружение проекта. Именно правильный анализ окружения проекта в дальнейшем позволит начать и полностью реализовать проект.

В зависимости от масштаба проекта меняется и его окружение.

На примере данного проекта мы можем видеть насколько влияет окружение на весь этап реализации проекта, однако кроме описанных фирм во внешнее окружение проекта входят также: риелторы или риелторско-консалтинговые фирмы, разрабатывающие концепции проектов, маркетинговые фирмы, реализующие (продающие) площади, разного рода объединения будущих собственников (покупатели) - ЖСК, ЖНК, ПК и проч., инжиниринговые компании (сети), страховые компании, государственные и надзорные организации операторы рынков - ритейлоры, и проч. и проч.; это разного рода поставщики от материалов и конструкций, до инженерных систем, оборудования и т.д. Все они входят в окружение проекта вместе с кредитно-финансовыми и инвестиционными институтами.


Список использованной литературы


1. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 222 с. - (Серия "Высшее образование")

2. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т.Т. II: Пер. с нем. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2004. - 288 с.

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ Под общ. Ред.И. И. Мазура. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001. - 574 с. - (Современное бизнес-образование)

4. Управление проектами. MS Project. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации"/ М.Ф. Меняев. - М.: Омега-Л, 2005. - 276 с.: ил.

5. Управление проектами/ Ханс-Д. Литке и Илонка Кунов; [пер. с нем. М.Э. Реш] - М.: Издательство Омега-Л, 2006. - 144 с.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.