Рефераты. Проблемы современной экономики труда






по объектам воздействия (население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.);

по направленности воздействия (выделяют следующие меры: увеличивающие или уменьшающие спрос и предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения);

по форме воздействия (существуют прямые методы регулирования - государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости и т.д. - и косвенные методы: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.);

по характеру воздействия на рынок труда (поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные);

по содержанию регулирующих мер (меры экономического характера, такие как поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса; меры административного характера, например, снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения; смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование-это финансовая, налоговая, таможенная, внешнеторговая, инновационно-инвестиционная и протекционистская политики);

по уровню управленческого воздействия (общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные);

по источникам финансирования (Федеральный бюджет, бюджеты регионов, местные бюджеты, внебюджетные средства);

по продолжительности воздействия (краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти лет и более)).

В литературе встречаются и другие классификации методов регулирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы. Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро - и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.

Государственная служба занятости является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Функции Государственной службы занятости:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации (рис.2) [5], профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.


Работу Государственной службы занятости возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государственная служба занятости осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В 2006 г. служба занятости РФ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

создание и развитие инфраструктуры рынка труда;

внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве и т.д.

Пассивная политика государства на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособий, осуществления неденежных форм поддержки безработных и членов их семей т.д.

Итак, меры, осуществляемые государственной службой занятости, а также политика государства в сфере регулирования рынка труда необходимы не только для повышения эффективности функционирования рынка труда, но и для развития экономики страны в целом.


Заключение


По мере усложнения и усиления взаимодействия факторов - экономических, политических, демографических, внешних и внутренних, долговременных и конъюнктурных, - воздействующих на социальную защищенность, состояние и качество человеческих ресурсов и на возможности реализации их потенциала, возрастает потребность в регулирующей деятельности государства. Это связано как с общими процессами развития социально-трудовых отношений, так и с усилением роли человеческого потенциала в обеспечении устойчивого экономического роста, инновационных процессов, укрепления национальной конкурентоспособности, позиций страны на мировом рынке. А это значит, что проблемы современной экономики труда оказывают огромное значение на место страны в мировом сообществе.


Библиография


1.                Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. Пособие / Ю.М. Остапенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272 с. - (Высшее образование);

2.                Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США) / Л.Ф. Лебедева, Е.В. Емельянов // Труд за рубежом. - 2008. - №3. - С.3-21;

3.                Шабурова А.В. Природа факторов и условий, влияющих на развитие трудового потенциала работников предприятий региона/А.В. Шабурова // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №4. - С.47-49;

4.                Збышко Б.Г. Демократизация и государственное регулирование социально-трудовых отношений / Б.Г. Збышко // Труд и социальные отношения. - 2004. - №4. - С.67-77;

5.                Подшибякина Н. Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики / Н. Подшибякина // Общество и экономика. - 2006. - №4. - С.40-85;

6.                Головачев А. Регулирование рынка труда и заработной платы / А. Головачев, Н. Бокун // Нормирование и оплата труда. - 2005. - №4. - С.10-15.


[1] Лебедева Л.Ф. Государство и формирование трудового потенциала в XXI веке (опыт США)/ Л.Ф. Лебедева, Е.В. Емельянов// Труд за рубежом.—2008.—№3.—С. 3-21;

[2] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие/ Ю.М. Остапенко.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: ИНФРА-М, 2007.—272 с.—(Высшее образование);

[3] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие/ Ю.М. Остапенко.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: ИНФРА-М, 2007.—272 с.—(Высшее образование);

[4] Збышко Б.Г. Демократизация и государственное регулирование социально-трудовых отношений/ Б.Г. Збышко// Труд и социальные отношения.—2004.—№4.—С.67-77;

[5] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. Пособие / Ю.М. Остапенко.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: ИНФРА-М, 2007.—272 с.—(Высшее образование);


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.