Рефераты. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России






p> «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюджетных средств в стратегические инвестиционые проекты, где требуется участие государства.
3. При повышении рейтингов российских корпораций вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках. Несмотря на то, что потенциал снижения доходностей российских еврооблигаций уже не так высок

– рынок еще до рейтинговых агентств высоко оценил их, новые уровни процентных ставок могут активизировать уже происходящий бум размещений еврооблигаций относительно качественных российских корпоративных эмитентов. Это позволит им рефинансиовать более дорогие и «короткие» долги на более выгодных условиях, и привлечь инвестиционные ресурсы.
4. Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля. Однако, более важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране.

Наиболее сильное влияние изменения рейтинга можно ожидать на рынке акций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром страновых рисков и ставок дисконирования, что приведет к повышению справедливой стоимости большинства акций, через некоторое время российский рынок акций может перейти в новое качество. Во-первых, blue chips (- ценные бумаги широко известных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях и выплачивающих высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста, поскольку для консервативных институциональных инвесторов, которые смогут прийти в Россию после получения инвестиционного рейтинга, одним из ключевых ограничений является капитализация компаний, а у акций «первого эшелона» она максимальна. Во-вторых, недостаточная капитализация наиболее ликвидных акций «второго эшелона» может стать стимулом для процессов консолидации в пока менее интегрированных, чем нефть и газ, отраслях – металлургия, телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный рынок акций может существенно «расшириться» за счет новых привлекательных эмитентов, менее зависимых от товарного экспорта, что качественно изменит его капитализацию, устойчивость и взаимосвязь с реальной экономикой.

Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока инвестиций:

1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные.
Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки
(получающие основные доходы в рублях). Последствия могут окзаться печальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и при снижении притока валюты в Россию.

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику
России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:
1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.
2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.
3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок
"под ключ".
4) Высокий банковский процент.
5) Низкая инфляция.
6) Либерализация финансового рынка.
7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам.

Заключение.

Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательств перед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезных внешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту.

Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в
России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

Если же проанализировать содержание многих нормативных документов, регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов, они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны.
Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения и многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Для выправления создавшегося положения прежде всего требуется упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам.

Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.

В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, не дожидаясь принятия к реализации предложенных мер, начать активную пропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовых коммуникаций. Это станет хорошим сигналом для тех инвесторов, которые заняли сейчас выжидательную позицию.

Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения носят концептуальный характер. Только в аналитических целях эти проблемы могут быть представлены разрозненно- на практике необходимо действовать одновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большие соблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образу и подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно сложную задачу. В целом нет причин подвергать сомнению целесообразность разработки такой программы. Но она должна стать неотъемлемой частью более общего документа, представляющего и фиксирующего принципы и задачи государственной инвестиционной политики.

Приложение 1.

Список использованной литературы:

1. А.С.Зелтынь ”Иностранные инвестиции в Россию”, ”Эко” № 8. 2001.
2. Миклашевская Н.А., Холпов А.В. “Международная экономика” Учебник 2003.
3. Кравченко П.П. “Как не проиграть на финансовых ранках” 2003
4. Альтовский Е.В. “Тенденции мировых инвестиций в 1997 году и 1998 году”

(обзор) / Внешняя торговля. 1999. №1.
5. Карманова Н.Ю. “Инвестиционный климат России” / Иностранный капитал в

России. 1999. №4
6. “Внешнеэкономические связи” / Под ред. Балабанова И.Т. М.: Финансы и статистика, 1998.
7. Авдюшкин Е.Ф. “Международные экономические отношения”. Третье изд. М.:

Маркетинг, 1998.
8. “Иностранные инвестиции” / МЭ и МО, 1999. №1.
9. “Международные инвестиции и международные закупки и”. / Под ред. Есипова

В.Е. С-Пб. : ГУ экономики и финансов, 1998.
10. Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко,

1999.№7.
11. “Иностранные инвестиции в Россию”/“Финансовый директор”, №4 2002.

(http://fd.ru/article/1326.html)
12. Университетская информационная система РОССИЯ - http://www.cir.ru.
13. http://www.finam.ru/analysis/forecasts0012B/default.asp.
14. ИФ “ОЛМА” - http://info.olmagroup.ru.
15. Федеральный закон “Об иностранных инвестициях” № 160 от 09.07.99.
16. ГОСКОМСТАТ РФ http://www.gks.ru.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.