Рефераты. Принятие управленческих решений в различных сферах деятельности предприятия






Наукоемкость промышленной продукции определяется процентным соотношением собственных расходов фирм на НИОКР к сумме продаж изделий. Для наукоемких отраслей характерна ориентация на выпуск прогрессивной, технически сложной продукции. Это требует подключения мощного научно-технологического потенциала и привлечения больших капитальных вложений. В условиях интенсивного развития науки и техники сложность выпускаемых изделий неуклонно растет, а вместе с ней растут и затраты на НИОКР.

Уровень наукоемкости продукции характеризуют также такие показатели, как количество ученых и инженеров на тысячу занятых и расходы на одного занятого в НИОКР. На наукоемкость продукции оказывает воздействие и фондовооруженность труда в науке. Наукоемкая продукция требует привлечения специалистов с широким профилем образования, умеющих действовать и принимать решения в условиях противоречивых процессов дифференциации и интеграции и требований высокого качества и низких затрат.

Качество подготовки персонала (обучение, повышение квалификации, мотивация, отбор кадров и т.п.) становится ключевым моментом в конкурентной борьбе на потребительском рынке и требует не меньших затрат, чем реализация производственных процессов. В наукоемких отраслях до 40 % специалистов заняты не непосредственно в производстве, а него подготовке, обеспечении и контроле. Повышение расходов на НИОКР (как показывает анализ зарубежной практики) способствует росту числа зарегистрированных патентов и увеличению доли наукоемкой продукции в мировом экспорте товаров. Однако в мировой практике отмечается, что по мере приближения отрасли к этапу зрелости один и тот же относительньий рост затрат на науку дает все меньший эффект.

Научно-технический потенциал и продукция наукоемких отраслей ВЫПОЛНЯЮТ функции катализатора и активно воздействуют на технический уровень материальной базы традиционных отраслей промышленности, так как средства производства обновляются новейшей техникой, технологией и материалами, что в конечном итоге способствует росту качества и обновлению традиционной продукции.

Общая величина затрат на инновационный процесс наукоемкой продукции достаточно велика и под силу лишь крупным компаниям.

Важная особенность наукоемкой продукции в том, что ее изготовление, как правило, сопровождается технологическими инновациями, что повышает сложность организации производственных процессов. Новая продукция и технологический процесс представляют собой звенья интегрированной системы, ни одно из которых не может быть изменено независимо от другого. Особенно ярко это проявляется в электронной промышленности.

Особенности наукоемкого производства:

·                   высокая неопределенность выполнения научных и производственных процессов и конечного результата с заданными или ожидаемыми характеристиками, что приводит к необходимости принятия решений в условиях риска;

·                   одновременность реализации инновационных процессов создания изделия, технологии и организации, их взаимосвязанность при выпуске новой наукоемкой Продукции (особенно в электронной промышленности);

·                   наличие планируемых технологических потерь в производстве наукоемких изделий;

·                   высокие требования к квалификации и опыту сотрудников, задействованных в НИОКР;

·                   сложности контроля творческого процесса;

·                   необходимость использования специальных методов мотивации и стимулирования разработчиков;

·                   необходимость разработки специальных инструментов и методов оценки вклада специалистов в разработку и производство наукоемкой продукции;

·                   высокие темпы, ежегодного роста объемов производства;

·                   непрерывный рост номенклатуры, новых изделий;

·                   высокая интенсивность обновления продукции;

·                   многообразие видов технологической оснастки, ее специфика.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия

- решений в сфере науки и наукоемкого производства:

- технологическаяприродная среда;

- демографическая и экономическая среда;

- специализация (сфера деятельности) предприятия;

- организационно-правовая форма предприятия;

- численность персонала предприятия;

- достижения в области науки и техники;

- уровень технической сложности продукции;

- наличие технологических инноваций при изготовлении;

- степень новизны и прогрессивности применяемых материалов;

- технический потенциал и степень автоматизации процессов;

- фондовооруженность труда научных работников;

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

- существующие технологии;

- ограниченные объемы финансирования;

- доминирование зарубежных компаний на отечественном рынке наукоемкой продукции;

- отставание отечественной производственно-технологической базы от уровня зарубежных компаний;

- низкий уровень организации управления наукой и наукоемким производством;

- несовершенство методов мотивации и оценки вклада сотрудников в процесс разработки и производства наукоемкой продукции;

- высокий уровень неопределенности и риска при принятии решений.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений в сфере науки и наукоемкого производства должен осуществляться с учетом особенностей этой сферы народного хозяйства, а также влияния внутренних и внешних факторов и ограничений. Это позволит повысить качество и обоснованность решений на всех уровнях управления.


4. Принятия управленческих решений в сфере оказания услуг

Экономисты, предполагают, что сектор услуг в России будет расти в ближайшие годы быстрее, чем реальный сектор. Это объясняется не только ростом доходов населения, но и унаследованной от СССР недоразвитостью сектора услуг.

Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности, это действия, дела или исполнение работы. Услуга — это продукт неосязаемый и скоропортящийся. Он создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). Услуги горничной экономят время потребителя за счет выполнения домашней работы. Услуга по базе данных размещает информацию в форме, наиболее удобной для менеджера. Вечер, проведенный в ресторане или кинотеатре в середине загруженной рабочей недели, обеспечивает психологическое восстановление сил.

Существует множество факторов роста сектора услуг, среди них:

-увеличение эффективности деятельности сельского хозяйства и производства, которое освобождает рабочую силу для услуг;

-освобождение рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей для производства, а затем для сферы услуг;

-сравнительное преимущество в международной торговле;

-спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых индустриальных странах;

-увеличение этой доли в БВП в странах с низким доходом;

-рост дохода на душу населения;

-урбанизация;

-демографические перемены;

-расширение международной торговли;

-рост услуг, сопутствующих производству.

Расширение таких услуг, как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Кроме того, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые операции, операции с недвижимостью и страхование.

С ростом доходов населения процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов тратится в первую очередь на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. При дальнейшем увеличении доход тратится на образование, здравоохранение, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.

Таким образом, особенности сферы услуг с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

-участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);

-высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;

-высокая трудоемкость работ в сфере услуг;

-динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;

-высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;

-расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;

-высокая доходность операций в сфере услуг;

-пересечение функций маркетинга и производства.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере оказания услуг

-политико-правовая среда;

-социально-культурная среда;

-технологическая и природная среда;

- демографическая и экономическая среда;

-специализация предприятия;

-организационно-правовая форма предприятия;

-месторасположение предприятия;

-потребности и желания потребителей;

-сезонность;

- личностные характеристики продавца и покупателя, и т.п.

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:

-определение и измерение качества весьма затруднительно;

-создание запасов продукции не всегда возможно;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.