Рефераты. Принятие управленческих решений

























3.     Сравнение альтернатив.

Сравнение альтернативных вариантов обеспечивается по вышеназванным факторам (См. стр.5).

Существуют правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения:

1)     количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

2)     в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

3)     формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

4)     для сокращения времени повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

При разработке вариантов управленческого решения следует пользоваться одними и теми же подходами и методами получения информации и выполнения расчетов, так как в противном случае в исходную информацию будут привноситься разные по величине погрешности по данному фактору.

Например, если по одному альтернативному варианту будут применяться методы экстраполяции, по другому экспертные, а по третьему- параметрические методы прогнозирования, то эти варианты не будут сопоставимыми в связи с разными подходами и точностью прогнозов.

Условия применения (потребления, эксплуатации) объекта для обеспечения сравнения альтернативных вариантов управленческого решения включает:

-                   режим работы потребителя анализируемого объекта;

-                   тип производства у потребителя (единичный, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый);

-                   особенности выпускаемой с применением данного объекта продукции (габариты, масса, сложность, количество, качество и т.п);

-                   организационно-технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т.п);

-                   имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение.

Перечисленное многообразие отличительных характеристик потребителя анализируемого объекта трудно учесть количественно. Глубина анализа и точности расчетов определяется повторяемостью результатов управленческого решения. Если повторяемость будет незначительной (например, для разового применения, или для мелкосерийного производства), нет необходимости изготовителю объекта тщательно изучать условия потребления объекта. Пусть этим занимается покупатель, пусть он изучает адаптивность покупаемого объекта к своим условиям.

Для условий высокой повторяемости управленческого решения и значительной программы выпуска объекта его изготовитель должен тщательно изучать условия применения объекта на основных рынках и реализовать меры по обеспечению по обеспечению его адаптивности к этим рынкам. Без обеспечения адаптивности объекта трудно рассчитывать на его коммерческий успех.

Методика обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения по этому фактору требует: параметры более старого варианта решения приводятся в сопоставимый вид с параметрами нового варианта при помощи корректирующих коэффициентов.


















4. Рациональность решений и деятельность человека.

С точки зрения организационно-поведенческих аспектов в принятии решения важно то, как этот процесс воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном). В зависимости от этого можно выделить три модели принятия решений. (См. Рис.1)

 Так, рациональная модель связывается с тем, когда в процессе принятия решения выбираются альтернативы, специально направленные на то, чтобы принести максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, поиск альтернатив и тщательный подбор данных и их углубленный анализ. Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса. Обмен информацией должен происходить беспристрастно и с учетом индивидуальных предпочтений, но на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом. Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от познавательных ограничений, привычек и предубеждений в восприятии и в зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности : личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этих подходах происходит упрощенным образом и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса, в известных для менеджера областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные. Обмен информацией не очень точен и отражает во  многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта.




 








Рис.1. Модели принятия решений в организации

Модель организационно ограниченной рациональности

 

Модель личностно ограниченной рациональности

 

Политическая модель (организационная максимизация

 

Модель ограниченной рациональности

 

Рациональная модель (организационная максимизация)

 

МОДЕЛИ

 

индивидуальный

 
Первая из альтернатив, превысившая этот уровень кладется в основу убеждения, кладется в основу выбора. Следовательно, можно сделать вывод, что люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом может трактоваться как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимум усилий со стороны членов организации. Например, очень часто инвестиции в организациях направляются туда, где можно получить удовлетворительную прибыль без попытки найти лучший вариант из всех имеющихся.

Политическая модель организационных решений отражает обычно желание членов организации удовлетворить в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают чаще как средства, используемые для того, что бы склонять решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.


4.     Анализ альтернатив с точки зрения разных участников процесса принятия и реализации решений.


Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.

 Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений.

В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса (См. рис.2).




 



Решение на уровне индивида

Решение на уровне организации

1.      Наличие индивидуального умения

2.      Важен процесс принятия решения как такового

3.      Классификация решений

4.      Имеет дело с ошибками в решении

5.      Решение определяется используемым индивидуальным стилем

6.      Создание и выбор альтернатив

7.      Взятие риска на себя 

1.      Создание соответствующей среды

2.      Важно принятие решения к определенному моменту

3.      Вовлечение всех уровней управления

4.      Имеет дело с неопределенностью

5.      Решение носит групповой характер, управление групповым процессом

6.      Управление творчеством и новаторством

7.      Выполнение решений

Рис.2.  Два уровня принятия решения в организации


Отличительными чертами принятия решений в организации являются следующие : сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и  ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.





Заключение.

В работе принятие решения рассматривалось как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые менеджер должен пройти от начала и до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы. В реальной жизне не совсем так, т.к. существует целый ряд ограничений "реального мира", препятствующих применению рациональной модели в процессе принятия решения :

-         Часто менеджеры не знают, что проблема существует. Они либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них.

-          Не представляется возможности собирать вокруг проблемы всю имеющуюся информацию по техническим или стоимостным причинам.

-          Ограничения во времени заставляют принимать не лучшие решения.

-          Во многих случаях рассматриваются не все альтернативы, а при их оценке и выборе трудно учесть качественные факторы.

-          Выполнения решения не многими менеджерами связывается с самим решением, что позволяет проблеме продолжать развиваться.

Однако общие механизмы принятия решения в реальной жизни сохраняются.

Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда,а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Правильно принимать решение - это область науки и может быть познана и книг. Принятие же правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

 

Список литературы

 

1.     Анофф Р.Искусство решения проблемм.-М.: МИР, 1982.

2.     Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении.- М.: Экономика, 1988.

3.     Литвак Б.Г. Управленческие решения. –М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 1998

4.     Фархутдинов Р.К. Разработка управленческого решения- М.: Экономика, 2000.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.