Рефераты. Правовое регулирования рабочего времени






В некоторых случаях конкретный вид рабочей недели предусматривается непосредственно законодательством. Например, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) установлена для работников аппарата министерств, государственных комитетов и ведомств, местных исполкомов.

Вид и норма часов рабочей недели предопределяют продолжительность ежедневной работы. Поскольку при пятидневной рабочей неделе недельная норма часов распределяется не на 6, а на 5 дней, продолжительность ежедневной работы (смены) соответственно увеличивается.

Часть 2 ст. 124 ТК распространяется на случаи, когда при пятидневной рабочей неделе сумма пяти рабочих дней (смен) за календарную неделю оказывается меньше недельной нормы (например, меньше 40, 35 или 23 часов). В подобных случаях образующаяся неотработка подлежит возмещению (компенсации).

4.3 Режим гибкого рабочего времени, его составные элементы и варианты


Режим гибкого рабочего времени – форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня. При этом требуется полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.).

Режим гибкого рабочего времени устанавливается нанимателем по индивидуальным или коллективным просьбам по согласованию с профсоюзом при условии, если это учитывает интересы производства, не приведет к осложнениям в работе организации, не нарушит нормальную деятельность и ритмичность производства, внешние связи [29, с. 167].

Работники, переводимые на режим гибкого рабочего времени, не позднее чем за месяц должны быть проинформированы о дате перевода на этот режим, ознакомлены с условиями и спецификой работы по данному режиму. В пропусках таких работников производится соответствующая отметка или выдается специальный вкладыш к пропуску в организацию.

При выполнении работы вне организации (служебная командировка, участие в совещаниях, конференциях и т.п.) режим гибкого рабочего времени не применяется, а учет рабочего времени ведется как при обычном режиме.

Режим гибкого рабочего времени может применяться как при пятидневной и шестидневной рабочей неделе, так и при других режимах работы.

Применение режима гибкого рабочего времени не вносит изменений в условия нормирования и оплаты труда работников, порядок начисления и величину доплат, не отражается на предоставлении гарантий, продолжительности трудового отпуска, исчислении трудового стажа и других трудовых правах. Запись о режиме гибкого рабочего времени в трудовую книжку не вносится.

Впервые на уровне законодательного акта подробно регламентируется режим гибкого рабочего времени, что, очевидно, будет способствовать более широкому применению его на практике.

Основные особенности режима гибкого рабочего времени: он является специфической формой организации рабочего времени, позволяющей работникам самостоятельно определять сроки работы сообразно со своими социально-бытовыми, семейными и иными личными потребностями и с учетом интересов производства; режим гибкого рабочего времени может применяться повсеместно, как при пятидневной и шестидневной рабочей неделе, так и при других режимах работы (об ограничениях применения режима гибкого рабочего времени – ст. 131 ТК); режим гибкого рабочего времени может применяться как для отдельных работников, так и для коллективов структурных подразделений организации (цехов, отделов, секторов и т.п.); смысл режима гибкого рабочего времени заключается в саморегулировании в определенных пределах начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня; важнейшим условием введения режима гибкого рабочего времени является полная отработка установленного законом суммарного количества рабочих часов в течение принятого учетного периода (рабочего дня, недели, месяца и др.). (Об основных вариантах режима гибкого рабочего времени в зависимости от продолжительности учетного периода – ч. 4 и 5 ст. 129 ТК); для введения режима гибкого рабочего времени необходима инициатива «снизу» – индивидуальные или коллективные просьбы работника (работников); введение режима гибкого рабочего времени является правом (но не обязанностью) нанимателя, которое он реализует с учетом производственных интересов и возможностейрежим гибкого рабочего времени устанавливается нанимателем по согласованию с профсоюзом; применение режима гибкого рабочего времени не влечет за собой ограничений трудовых прав работников, запись о режиме гибкого рабочего времени в трудовую книжку не вносится и т.д.

Гибкое рабочее время включает:

переменное (гибкое) время – время в начале и в конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению;

фиксированное время – время обязательного присутствия на работе всех работающих по режиму гибкого рабочего времени в данном подразделении предприятия. По продолжительности – это основная часть рабочего дня;

перерыв для питания и отдыха, который обычно разделяет фиксированное время на две примерно равные части. Фактическая его продолжительность не включается в рабочее время;

продолжительность (тип) учетного периода, определяющая календарное время (месяц, неделя и т.д.), в течение которого каждым работником должна быть отработана установленная законодательством норма рабочих часов.

Продолжительность фиксированного времени и каждой части гибкого времени определяется нанимателем с учетом мнения работников.

Максимальная продолжительность гибкого времени в течение рабочего дня не должна превышать 10 часов, а за учетный период сумма часов рабочего времени должна быть равна норме часов за этот период.

Ст. 129 ТК подробно определяет составные элементы и основные варианты режимов гибкого рабочего времени. Все составные элементы гибкого рабочего времени, предусмотренные п. 1 – 4 ч. 1 данной статьи, являются обязательными. Они должны присутствовать в каждом случае применения режима гибкого рабочего времени. При этом в каждом конкретном случае продолжительность фиксированного времени и всех частей гибкого времени определяется нанимателем с учетом мнения работников. Однако максимальная продолжительность гибкого времени на протяжении рабочего дня не должна превышать 10 часов, а сумма часов рабочего времени за учетный период должна равняться норме часов этого периода.

В ч. 4 и 5 ст. 129 ТК говорится об основных вариантах режимов гибкого рабочего времени в зависимости от продолжительности учетного периода. При этом в качестве основных устанавливаются такие учетные периоды, как рабочий день, рабочая неделя и рабочий месяц. Как дополнительные (применяемые в отдельных случаях) предусматриваются такие учетные периоды, как рабочая декада, рабочий квартал и другие, удобные для нанимателя и работников. Конкретный вариант учетного периода определяется нанимателем с учетом мнения работников.


Заключение


Как видно из вышеизложенного в представленной курсовой работе на тему: «Правовое регулирование рабочего времени» в самом общем виде рабочее время можно определить как время, предназначенное для трудовой деятельности.

Являясь многогранной категорией, термин «рабочее время» используется в различных областях знаний (юриспруденции, экономической теории, социологии и др.). Трудовое право связано с рабочим временем как правовым явлением.

Правовое регулирование рабочего времени осуществляется значительным числом юридических актов: Конституцией (ст. 43), Трудовым кодексом (глава 10 и др.), иным законодательством о труде, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Понятие «рабочее время» употребляется в действующем законодательстве и литературе по трудовому праву в трех основных аспектах:

1) как определенная норма (мера) труда работников. Норма продолжительности рабочего времени представляет собой установленную величину рабочего времени, которую необходимо отработать работнику на протяжении календарной недели и в течение суток;

2) как установленное время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни);

3) как фактически отработанное время, в течение которого работник действительно выполнял свои трудовые обязанности. Это время не всегда совпадает с установленным, оно может быть и меньше, и больше его: в частности, недоработка рабочего времени может быть вызвана болезнью работника, прогулом, переработка – привлечением его к сверхурочным работам, к работе в выходные дни и т.п. Недоработка рабочего времени по вине работника (например, в связи с опозданием на работу) может повлечь применение к нему дисциплинарных взысканий и других мер правового воздействия.

Таким образом, правовое регулирование рабочего времени имеет большое значение. В течение рабочего времени создаются материальные и духовные ценности, т.е. основа благосостояния всего общества и отдельных его членов. Это время предполагает отработку каждым работником установленной для него меры труда в собственных интересах, интересах нанимателя и общества в целом. Кроме того, продолжительность рабочего времени предопределяет и продолжительность времени отдыха, которое остается у работника после работы и которое он может использовать по своему усмотрению.


Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 №2875-ХII (с изм. и доп. 1996 г. и 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. – №1. – 1/0;

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №1, 2/908;

3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 г. (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. №2/13;

4. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22.03.1999 г. №248–3 (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. №28;

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. №275-З (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №76, 2/50;

6. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. №365-З (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. №2/140;

7. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №296-З (с изм. и доп. 2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, – №2/70;

8. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №94, 2/1222;

9. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в ред. от 2000 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №23, 2/146;

10. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. №10. 1996. №21. Ст. 380; №23. Ст. 427;

11. Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1993. №23. Ст. 282; 1996. №21. Ст. 380; 1997. №33. Ст. 658;

12. Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» от 26 июля 1999 г. №29 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – №

13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. №1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №1112, 5/5300;

14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 г. №1236 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №80, 5/3811;

15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.1997 г. «Вопросы Комитета по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и Правительства Республики Беларусь, 1997 г. – №12;

16. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1996 г. №189 «Об утверждении Положения о Государственной экспертизе условий труда» // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. 1996. №8. Ст. 211;

17. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. №44 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы условий труда» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. – №8/6063;

18. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка» от 05.04.2000 №46; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – №52;

19. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих для всех отраслей промышленности» от 8 декабря 1997 г. №112;

20. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. №80 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду» (с изм. и доп. 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. – №94;

21. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении примерной формы трудового договора» от 27 декабря 1999 г. №155 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. – №112;

22. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №2 от 29.03.2001 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №112;


Литература

23. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-ое изд., доп., испр. – М.: Юристъ, 1997. – 480 с.;

24. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2005. –1120 с.;

25. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. д.ю.н., профессор Ю.П. Орловский – М.: «ИНФРА – М», 2002. – 959 с.;

26. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 1996. – 360 с.;

27. Трудовое право: Учебник / Под общ ред. В.И. Семенкова. 2 – е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2002. – 672 с.;

28. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юристъ, 2002. – 560 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.