Рефераты. Понятие и значение менеджмента на предприятии






Понятие и значение менеджмента на предприятии

Понятие менеджмента


1. О.В. Козлова «управление – это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства».

2. «Управление – это система связанных мероприятий, обеспечивающих направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие общества на участников производства»

3. В Большой Советской Энциклопедии: «управление – это, прежде всего руководство», здесь же «руководство – см. управление».

4. «управление – сознательное регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, ускорения НТП и роста производительности труда, улучшения качества продукции»

5. «Управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности предприятия, направленных на достижение главной цели».

6. «Управление – сбор, целенаправленная переработка информации»

7. И.А. Герчикава: «менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенный целей фирм, действующих в рыночных условиях путем рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов».

8. Ли-Якокка: «Управление – это не что иное, как настраивание людей на труд».

9. Э.А. Уткин: «Менеджмент – это наука о рациональной организации и управлении фирмой, нацеленная на предпринимательский успех».

10. Р. Веснин: «Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человек, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники».

11. «Менеджмент – это искусство управления людьми, которое заключается в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач».

Цели

Наиболее распространенные направления, по которым в организации устанавливаются цели: – прибыльность, – положение на рынке, – производительность труда, – финансовые ресурсы, – мощности организации, – обновление технологии, – совершенствование управления человеческими ресурсами, работа с покупателями, оказание помощи обществу.

Требования к целям: – д.б. конкретными, измеримыми; – реальными, достижимыми; – гибкими; – признаваемыми в качестве личных целей; – проверяемыми; – совместимыми (не противоречащими друг другу).

Развитие теории менеджмента


Англичанин Т. Гоббс в 1651 г. написал, что основой мотивов человеческого поведения является стремление к власти. Англичанин Адам Смит в 1776 г. считал, что главной целью человека является стремление к обогащению и удовлетворение личных потребностей. Ричард Аркрайт впервые применил дифференцированную оплату труда. У истоков (начало XX века) рационалистической школы менеджмента (чаще называемой школой научного менеджмента, тейлоризмом) стоял американский ученый Ф. Тейлор. Сущность теории: разделение труда. Основные положения: 1. признание менеджмента самостоятельной сферой и видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства; 2. расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные звенья и элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование; 3. планирование на основе норм рабочих заданий; 4. выполнение функций планирования специальными подразделениями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения тех или иных работ; 5. увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков; 6. подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями и их обучение.

Крупнейшими представителями рационалистической школы были Френк и Лилиан Гилберт. Изобрели микрохронометр. Основываясь на информации, полученной с помощью стоп-кадров, они измеряли рабочие операции с тем, чтобы устранить лишние непродуктивные движения и повысить эффективность работ на обычном оборудовании. Г. Гант разработал своеобразный график, на котором каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер своего заработка за любое время. Он также разработал и внедрил урочную систему заработной платы.

Школа административного (классического менеджмента) Основоположник – франц. инженер Анри Файоль. А также Г. Форд (старший), Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер и др. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом и прежде всего административными кадрами.

А. Файоль впервые предложил 5 функций управления: 1. предвидение; 2. планирование; 3. организация; 4. координация; 5. контроль (Файоль не говорил о мотивации!).

Он также разработал принципы административного управления: 1. разделение труда в аппарате управления; 2. власть (принцип авторитета); 3. дисциплина; 4. единство командования (единоначалие); 5. подчинение индивидуальных интересов общим; 6. равенство и справедливость; 7. устойчивость кадрового состава; 8. вознаграждение; 9. инициатива и корпоративный дух.

Г. Эмерсон выдвинул 12 принципов производительности труда: 1. исходный пункт управления – отчетливо поставленные цели; 2. здравый смысл, требующий признания ошибок и поиска их причин; 3. компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления; 4. дисциплина, основанная на четкой регламентации деятельности, контроле, своевременном поощрении; 5. справедливо отношение к персоналу; 6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7. диспетчеризация; 8. нормы и инструкции, способствующие поиску и реализации резервов; 9. нормализация условий труда; 10. нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени; 11. письменные стандартные инструкции; 12. вознаграждение за производительность.

Г. Форд разработал непрерывно-поточную систему. Его принципы организации производства и управления могут быть сведены к следующим: 1. строго построенная по вертикали организация управления нескольких предприятий, управление всеми частями и этапами производства из одного центра; 2. постоянное совершенствование управления; 3. массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя и максимально прибыльное; 4. развитие стандартизации, позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции; 5. конвейер с глубоким разделением труда.

Л. Урвик впервые разработал принципы формирования аппарата управления (формальной структуры): 1. соответствие людей структуре; 2. создание специального «генерального» штаба управления; 3. сопоставимость прав, обязанностей и ответственности; 4. диапазон контроля (норма управляемости); 5. специализация.

М. Вебер большое внимание уделял изучению лидерства, изучал бюрократическую структуру управления. 1. подчиненные и руководители должны иметь четкие правила и стандарты (должностные инструкции); 2. «социальные дистанции» между руководителем и подчиненными; 3. кадровая политика: передвижение кадров по вертикали или горизонтали является эффективным инструментом управления.

Школа человеческих отношений. Представители: М.П. Фоллет, Р. Лайкерт, МакГрегор (теория Х и У), Э. Мейо (основоположник школы), МакМурри, Крис Арджирис. Представители этой школы пришли к выводу, что рост производительности труда зависит не только от организации труда и оплаты, но и от психологического и социального климата в коллективе, от улучшения условий труда, от предоставления свободы рабочим.

М. Фоллет большое внимание уделяла делегированию полномочий, а также проблеме конфликтов на предприятии и стилю руководства. Лайкерт, МакГрегор, Арджирис занимались поведением людей на работе.

С появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникла количественная школа (экономико-математическая школа) впервые в ней изучались модели. В ней изучали также формальную и неформальную структуру. Впервые начали изучать процесс принятия решений (процессный подход), межличностные отношения. Внутри этой колы появилась новая, занимались изучением применения технических средств, инструментальной математики, кибернетики и компьютеризации.

В последнее время большое внимание уделяется ситуационным подходам. Представители: А. Редин (США), Д. Миллер (герм.). Они выдвинули теорию «Три Д». Считают, что эффективность управления зависит от трех условий: 1. способность оценить ситуацию, 2. применить гибкий стиль руководства, 3. изменить ситуацию, если есть такая необходимость. Первые шаги в области научного управления сделали раньше Тейлора сотрудники Московского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана). Они разработали методику рациональности трудовых движений. В 1908 г. в России выходили сборники переводов зарубежных изданий по менеджменту. Инициаторы: горный инженер Левенстрон, и преподаватель артиллерийской академии А. Пайхин. В Петербуржском политехническом институте был прочитан курс «Организация заводского производства». Богданов А.А., (Малиновский), А. Гастев, Н. Витке занимались изучением организации управления. Кирженцев интересовался вопросами руководства трудовыми коллективами. В.В. Куйбышев впервые сказал, что коллективу надо дать самостоятельность. Разработал принципы хозяйственного расчета. Витке сформулировал совокупность требований к руководителю (умение подбирать персонал, четко распределять обязанность, координировать работу и контроль). Изучением системы управления занимался Берталанфи. Вместе работали Винер, А. Берг, Н. Колмогоров, А. Глушков, они занимались внедрением кибернетики, математики в систему управления. В конце 30-ых гг. в России Л. Конторович получил Ленинскую и Нобелевскую премию за открытие новой области прикладной математики (линейное программирование).

Таким образом, основными направлениями развития менеджмента (основными подходами) являются: 1. системный, 2. процессный, 3. ситуационный.

Функции управления

Функции управления – это особый вид деятельности, относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки, они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Совокупность функций управления раскрывает содержание процесса управления во времени и пространстве.

Функции управления 1. А. Файоль (см. выше); 2. Мескон: 1. планирование; 2. организация; 3. мотивация; 4. контроль. 3. Байков: 1. планирование; 2. организация; 3. координация; 4. стимулирование; 5. учет, анализ, контроль

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.