Рефераты. Понятие и структура инновационного потенциала промышленного предприятия






В отличие от внешнего инновационного климата, к которому необходимо лишь приспосабливаться, внутрифирменным инновационного климата, отвечающим инновационным задачам предприятия, возможно управлять. Внутрифирменный механизм управления инновационным климатом предполагает создание системы концептуального проектирования нововведений, форм обеспечения инноваций, оптимизацию использования инновационных ресурсов и организационно-структурные преобразования. Мировой опыт управления нововведениями свидетельствует о необходимости отслеживания нововведения еще на стадии синтеза инновационных идей.


3. Источники основных идей


Сущность непрерывного инновационного процесса состоит в целенаправленном поиске возможных изменений и в систематическом анализе потенциала этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. П. Друкер выделяет семь областей анализа, т. е. семь источников инновационных идей. Первые четыре источника можно отнести к внутренним, они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг. Такие источники зримы для людей, работающих на данном предприятии или в данной отрасли. К этим источникам относятся:

1)неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

2)неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какой она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней ("такой, какой она должна быть");

3)нововведения, основанные на потребности процесса (т. е. на анализе недостатков и слабых мест, которые могут и должны быть устранены);

4)внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений являются внешними, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или данной отрасли:

5)демографические изменения;

6)изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Границы между этими семью источниками инновационных идей размыты, часто эти источники накладываются друг на друга. П. Друкер сравнивает их с семью окнами, каждое из которых расположено на разных сторонах одного и того же здания. Какие-то детали пейзажа просматриваются одинаково из всех окон, но вид, открывающийся по центру каждого из них, специфичен и индивидуален. Однако наличия внутренних и внешних источников недостаточно для синтеза оригинальной и технически осуществимой идеи. Нужны еще и предпосылки для этого, то есть необходимо разглядеть нововведение. Таковыми предпосылками являются индивидуальные качества исследователя, которые по назначению можно разделить на идее образующие качества – это предрасположенность к зарождению в процессе мысленного эксперимента идей, отличающихся новизной, оригинальностью и уникальностью. К ним относятся кругозор, воображение, научно-технические способности, имеющие такую универсальность, которая позволит взглянуть на исследуемую проблему с учетом широкого спектра знаний в сферах науки, производства, потребления, т. е. как бы "с высоты птичьего полета".

Идеереализующие качества — это способность в ходе мысленного эксперимента трансформировать научно-техническую идею (собственную или заимствованную) в техническое решение. К ним относятся инженерный кругозор, инженерное воображение, инженерный талант.

Что касается кругозора и воображения, то эти качества могут быть развиты благодаря воспитанию, образованию, жизненному и профессиональному опыту. К тому же, существуют и различные эвристические методы выработки новых подходов и ассоциаций. Что же касается таланта, в настоящее время отсутствуют научные методы его искусственного формирования; наличие таланта у человека обусловлено генетически. Творческий поиск можно представить в виде ряда последовательных этапов:

v    синтез или заимствование идеи;

v    техническая переработка идей;

v    оценка технической, экономической эффективности идеи;

v    потребительская апробация и оценка.

Начальная стадия создания новой техники и технологий называется концептуальным проектированием. По его результатам выдвигается концепция (инженерный замысел), которая оформляется в виде проекта.По различным оценкам, от 7 до 60 оригинальных и технически осуществимых идей после концептуальной проработки, технического и рабочего проектирования, потребительской апробации смогут дать только одно техническое решение, которое будет доведено до коммерческой реализации. Отсюда следует, что необходимо заимствовать или синтезировать некую критическую массу оригинальных и технически осуществимых идей.


4. Стимулирование инновационной деятельности


При всем многообразии форм и методов мотивации инновационной деятельности представляется возможным выделить ряд общих черт:

ü    безоговорочная поддержка и одобрение инновационных идей со стороны руководства, что особенно актуально для российских предприятий в силу их вертикальной организационной структурированности. Поддержка руководства способствует во многом созданию в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы. Идеальной является ситуация, когда руководитель предприятия является сам генератором идей;

ü    использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. В работнике необходимо поддерживать чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального роста. Все это находит свое выражение и в изменении системы оплаты труда. В последние годы возникла тенденция к индивидуализации заработной платы, которая выражается в установлении соответствующих надбавок, бонусов за решение определенных вопросов. Все шире применяются в современных условиях формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Повышается роль разовых выплат, большей частью связанных с результатами деятельности предприятия. Более подробно о современных системах и формах оплаты труда речь пойдет в соответствующем разделе исследования;

ü    всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях организации. В этом заключается основное средство борьбы с косностью мышления и бюрократизмом;

ü    нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителей.

Создание условий для инновационного развития должно сопровождаться и оптимизацией использования основных инвестиционных ресурсов (интеллектуальных, материально-технических, информационных, финансовых). Интеллектуальные ресурсы инновационной деятельности это, прежде всего, знания, опыт, кругозор работников. Инновационный процесс требует инициативного, высококвалифицированного работника, вовлеченного в процесс принятия решений. Это достигается качественным изменением подготовки и переподготовки кадров, изменением организации труда, применением стиля, называемого участием в управлении.

В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент. Важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Так, в японской системе персонального менеджмента выделяются три основных аспекта подготовки кадров:

ü    управленческий — приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;

ü    личностный — самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;

ü    социальный — социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.

Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы. В процессе управления внутрифирменным инновационным климатом, особое внимание необходимо уделить и разработке стратегической программы инновационного управления, которая должна состоять в реализации следующих направлений:

·                   товарной инновационной стратегии (выбор типа номенклатуры производимой продукции, ассортимента, изменение масштабов производства, улучшение качества продукции);

·                   рыночной инновационной стратегии (выбор структуры рынка сбыта и методов формирования цены);

·                   ресурсной инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий управления системами запасов сырьевых ресурсов);

·                   технологической инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий);

·                   интеграционной инновационной стратегии (обеспечение взаимодействия снабженческо-производственно-сбытовых структур);

·                   инвестиционно-финансовой инновационной стратегии (привлечение внешних финансовых ресурсов, возврата привлеченных средств, инвестирования собственных имеющихся средств).

Кроме того, особой функцией активизации внутрифирменных инновационных процессов выступает развитие инновационной культуры с целью ориентации субъектов инновационных отношений на долговременные цели, где определяющим в этом вопросе должна, по мнению автора, стать позиция государства в гарантиях норм взаимодействий на всех уровнях. Оценка ИПП, как и анализ финансового состояния, должна стать важнейшей характеристикой надежности предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен не только хорошо владеть современными методами экономических исследований, но и методикой комплексной оценки инновационного потенциала; мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа полученных в результате оценки данных.

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.