Рефераты. Политика в области качества






Политика в области качества

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1  ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

1.1 Понятие качества и значение его повышения

1.2 Значение повышения качества продукции с целью увеличения ее конкурентоспособности

2  ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ

2.1 Политика качества как составляющий элемент конкурентоспособности

2.2 Организация и функционирование службы управления качеством на предприятии

2.3 Ответственность руководства предприятий за качество производимой продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции и организации в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.

Повышение конкурентоспособности предприятий России и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001: 2000. Особенностью этих стандартов является их универсальность и применимость, как для больших, так и для малых организаций различных направлений деятельности. Внедрение СМК позволяет предприятиям получать тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.

В современных рыночных отношениях международным стандартам системы менеджмента качества ИСО серии 9001 принадлежит особая роль. За время, прошедшее с момента публикации первых версий этих стандартов в 1987 г., они стали эталонами организации работы по качеству на предприятиях разных отраслей, средством укрепления доверия со стороны партнеров и повышения конкурентоспособности. В мире насчитывается более 700 тыс. организаций, сертифицировавших свои системы качества на соответствие стандарту ИСО 9001.

Система качества – это, с одной стороны, определенный способ организации дела на предприятии, гарантирующий поставку потребителю продукции и услуг требуемого качества. С другой стороны – это способ существования организации, в которой одним из важнейших аспектов является забота о качестве. Для руководителей предприятия система качества – это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены.

Для России разработка и внедрение в организациях СМК в соответствии с новой версией ISO 9001 имеет особое значение, т.к. отставание нашей страны в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет.

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в настоящее время, учитывая относительно стабильный рост экономики и ожидаемое вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию), применение современных систем менеджмента позволит отечественным предприятиям противостоять в конкурентной борьбе и обеспечить высокую результативность деятельности.

Целью работы является исследование применяемой на предприятиях политики качества и оценка уровня ответственности за выпускаемую продукцию.

 Задачами работы являются:

1)     анализ путей обеспечения конкурентоспособности организации путем применения систем менеджмента качества (политики качества);

2)     выявление влияние системы менеджмента качества на конкурентоспособность организации;

3)     определение прав и полномочий руководства предприятия в области качества производимой продукции.

Объектом исследования является политика качества на предприятии, т.е. показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.

Предметом является влияние уровня ответственности руководства предприятий на качество производимой продукции.

Методика изучения качества и эффективности проведения менеджмента качества понимается совокупность как приемов и правил воздействия на объекты управления, направленные на достижение требуемого качества. К методам управления качеством относят организационные административные), социальные, технико-технологические и экономические.

Теоретическую основу работы составили пособия и учебники по качеству производимой продукции, очерки по экономике и организации управления качеством продукции, оценке эффективности менеджмента в реализации политики в области качества.

Тема, поставленная цель и задачи определили следующую структуру работы: введение, два теоретических раздела, заключение, список использованной литературы – итого 23 страницы.



1. Понятие качества и значение его повышения

1.1 Понятие качества и значение его повышения


Качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».[1]

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9001. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.[2]

Стандарты ИСО серии 9001 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства.

Качество можно представить в виде пирамиды качества:


Рисунок 1.1 – Пирамида качества


Наверху пирамиды находится TQM – менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Далее (для уточнения понятия управления качеством продукции) целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие.

Продукция – это результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.[3]

Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.[4]

1.2 Значение повышения качества с целью увеличения ее конкурентоспособности


Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т.к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.[5]

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.[6]

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.