Рефераты. Отраслевой анализ как элемент анализа ближайшего окружения предприятия






Влияние на организацию имеют уровень образования, квалификация и этика, личные качества (самостоятельность, ответственность за выполняемую работу) персонала. Выделяют самостоятельный вид профессиональных специалистов-менеджеров – управляющих персоналом, главной целью которых, является повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала; ориентация на сокращение численности производственных и управленческих работников; разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала; выработка правил приема и увольнения персонала; решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации.

Таким образом, в данной части курсовой работы было рассмотрено понятие анализа окружения, как одного из основных подходов к понятию стратегического менеджмента. Данный подход включает в себя анализ, ближайшего окружения, сущность которого заключается в том, что он позволяет предприятию выбрать стратегию по построению связей с элементами ближайшего окружения, а также в дальнейшем данную стратегию корректировать.

ГЛАВА 2 ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

2.1 Понятие и содержание отраслевого анализа

Отраслевой анализ выявляет те черты внешней среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий[7].

Логическим выходом стратегического анализа предприятия является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, отраслевой анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и данный анализ позволяет успешно ориентироваться организации в каждой из них. Конструкция отраслевого анализа должна позволить получить ответы на следующие вопросы:

·                    Какие экономические характеристики имеют главное значение для отрасли?

·                    Что является движущей силой изменений в отрасли и какое влияние они имеют?

·                    Какие конкурентные силы действуют в отрасли и насколько они сильны?

·                    Какие компании занимают сильные/слабые конкурентные позиции?

·                    Кто будет действовать в дальнейшем в конкуренции сходным образом?

·                    Какие ключевые факторы будут определять конкурентный успех или поражение?

·                    Насколько привлекательна отрасль в перспективе получения прибыли выше средней?

Также при анализе отрасли и конкурентной среды необходимо определение доминирующих в отрасли экономических характеристик:

1)     размеры рынка;

2)     области конкурентного соперничества (локальная, региональная, национальная, глобальная);

3)     скорость роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли;

4)     число соперников и их относительные размеры, степень концентрации;

5)     число покупателей и их относительные размеры;

6)     превалирование передней или задней интеграции;

7)     легкость входа и выхода;

8)     степень дифференциации продуктов/услуг соперничающих фирм;

9)     уровень технологических изменений в процессе производства и в новых продуктах;

10)           влияние экономики на масштабы производства, транспортировку, маркетинг;

11)           является ли степень использования производственных мощностей критичной в достижении низкоценовой эффективности производства;

12)           наблюдается ли в отрасли сильная зависимость стоимости единицы продукции от кумулятивной величины объема производства;

13)           требования к капиталу;

14)           прибыльность в отрасли выше или ниже средней в экономике.

Далее целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях.

Основные движущие силы, вызывающие изменения позиций конкурентов и учитываемых при анализе конкурентной среды[8]:

-       Изменения в долговременной скорости роста (оно сильно влияет на решения об инвестициях, степень притягательности для новых фирм. Сдвиги в скорости роста нарушают баланс между отраслями поставляющими и покупающими, входом и выходом).

-       Изменения в том, кто покупает товары и как они используются (эти сдвиги создают новые возможности, которые не должны быть упущены, но и требуют перестройки фирм - например создания служб сервиса и т.д.).

-       Инновации в продуктах.

-       Технологические изменения.

-       Маркетинговые инновации (новые методы продаж, дифференциация продуктов, стоимостная дифференциация).

-       Вход или выход главных фирм в отрасли.

-       Увеличение глобализации в отрасли.

-       Изменения в стоимости и эффективности.

-       Переход потребителей к дифференцированным товарам от стандартных.

-       Влияние законодательных изменений.

-       Изменение социальной, демографической обстановки и стиля жизни.

-       Снижение неопределенности и риска в бизнесе.

Далее рассмотрим силы, которые могут воздействовать на предприятие, с целью определить благоприятные возможности и опасности, с которыми оно может встретиться в отрасли.

Портер предложил использовать для конкурентного анализа модель пяти сил (рис.3). Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.


Рисунок 3 – Модель «5 сил» Портера


Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера в конкурентном анализе) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:

1)     лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);

2)     абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);

3)     экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями). Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов и комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д. Все это создает значительные трудности для компаний, начинающих производство.

Второй конкурентной силой при отраслевом анализе по Портеру является соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов:

1)     структуру отраслевой конкуренции;

2)     условия спроса;

3)     высоту  барьеров в отрасли.

Третьей силой по Портеру, учитываемой при отраслевом анализе является возможность покупателей "торговаться". Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

1)     когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие;

2)     когда покупатели делают закупки в больших количествах;

3)     когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности;

4)     когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли;

5)     когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое;

6)     когда покупатели используют угрозу реализации своего снабжения путем вертикальной интеграции.

Четвертой конкурентной силой, оказывающей влияние при отраслевом анализе, выступает давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

1)     когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;

2)     когда компании отрасли не важны для снабжающих фирм;

3)     когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.