Рефераты. Особенности управления компанией, находящейся в собственности государства на примере ОАО "РЖД"






заниматься предпринимательской деятельностью;

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

принимать участие в забастовках.

Кроме того, руководитель унитарного предприятия должен периодически проходить аттестацию.

Таким образом, к руководителю унитарного предприятия предъявляются требования, характерные для требований, предъявляемых к государственным чиновникам.

Ответственность руководителя унитарного предприятия закреплена отдельной статьей Закона и определена достаточно четко.

Создание специальных органов (в соответствии с пунктом 5 статьи 21) не исключает единоличной ответственности руководителя унитарного предприятия за результаты деятельности предприятия и за принимаемые решения. Таким образом, подобные органы являются совещательными, решения, принимаемые ими, учитываются при принятии управленческих решений, но не обязательны к исполнению (разумеется, если законодательными актами, в соответствии с которыми подобный орган создается, не предусмотрено иное). Нельзя сказать, что это возврат к прежней практике организации управленческой деятельности, но данная схема полностью соответствует принципу единоначалия и коллегиальности, который являлся одним из основных постулатов управленческой деятельности в период плановой экономики. В соответствии с этим принципом решения принимаются коллегиально (коллективно), но ответственность за них индивидуализирована.

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что унитарное предприятие подлежит двойной проверке - независимыми аудиторами и органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.


РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»


2.1 Общая характеристика деятельности компании


Деятельность ОАО «РЖД» удовлетворяет требованиям следующих стандартов и нормативных документов:

• Федеральный закон «Об акционерных обществах»;

• Приказ Росимущества от 26.07.2005 г. № 228 «Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления» (с рекомендациями для формирования позиции Российской Федерации по вопросу утверждения годового отчета Открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации);

• Постановление ФКЦБ от 31.05.2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения Общего собрания акционеров»;

• Распоряжение ФКЦБ от 04.04.2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения».

ОАО "РЖД" учреждено Правительством РФ.

Хозяйственная деятельность компании началась 1 октября 2003 года. Сегодня она входит в тройку самых крупных транспортных компаний мира.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.

Стратегические цели компании:

·                     увеличение масштаба транспортного бизнеса;

·                     повышение производственно-экономической эффективности;

·                     повышение качества работы и безопасности перевозок;

·                     глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

·                     повышение финансовой устойчивости и эффективности.

 Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.

Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

 Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация.

 Виды деятельности:

·                     грузовые перевозки;

·                     пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

·                     пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

·                     предоставление услуг инфраструктуры;

·                     предоставление услуг локомотивной тяги;

·                     ремонт подвижного состава;

·                     строительство объектов инфраструктуры;

·                     научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

·                     содержание социальной сферы.

 Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества, чьи акции и доли были внесены в уставной капитал компании при ее создании, а так же дочерние общества, созданные в процессе реформирования.

 По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:

·                     филиалы – железные дороги;

·                     функциональные филиалы;

·                     филиалы – перевозочные компании;

·                     филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;

·                     филиалы в области капитального строительства;

·                     филиалы в области ремонта подвижного состава;

·                     филиалы в области путевого хозяйства;

·                     филиалы в области информатизации и связи;

·                     филиалы в области социальной сферы;

·                     филиалы – проектные бюро;

·                     иные филиалы.

 Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).

ОАО "РЖД" создало 97 дочерних и зависимых обществ (по данным на март 2010 года).

Среди дочерних обществ наиболее значимы для ОАО "РЖД" являются строительно-ипотечная компания ЗАО "Желдорипотека", телекоммуникационная компания ЗАО "Компания ТрансТелеКом", электротехнические заводы ОАО "ЭЛТЕЗА".

В 2009 г. транспортная составляющая в конечной цене продукции (в части железнодорожного транспорта) снижена в среднем более чем на 14% к уровню 2007 г. По нефтяным грузам она уменьшена на 18%, по черным металлам – на 19%, углю – на 36%, коксу – на 35%, руде – почти на 11%. В целом за 5 лет деятельности ОАО «РЖД» транспортная составляющая снижена по коксу и руде – в 2,4 раза, по удобрениям – в 2,1 раза, по углю – в 1,9 раза, по нефтяным грузам – в 1,8 раза и черным металлам – в 1,7 раза.

Спрос со стороны железнодорожной отрасли стал одним из катализаторов роста для целого комплекса высокотехнологичных производств и отраслей экономики (электротехнической, металлургической, химической промышленности, строительного комплекса), способствовал ускоренному развитию железнодорожного машиностроения. За последние 8 лет существенно возросли темпы роста объемов производства железнодорожного подвижного состава: объем производства грузовых вагонов вырос более чем в 10 раз, локомотивов – более чем в 5 раз, а пассажирских вагонов всех видов тяги – более чем вдвое. Относительный прирост объемов производства железнодорожной техники в 2008 г., по сравнению с уровнем 2007 г., составил:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.