Рефераты. Особенности подбора и адаптации менеджеров по туризму среди выпускников ВУЗов






Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).

Функции этого подразделения должны быть ориентированы на выпускников "подшефных" ВУЗов, которые стоят перед выбором своего дальнейшего места работы.


3.3 Программы адаптации


Как и при наборе кадров, так и при введении в должность новичков важно понять основные мотивы, обусловливающие для них необходимость работы, а также связанные с этим надежды и опасения. Большинство людей, приступая к работе, хотят быстрее ее освоить и показать, что они могут справиться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала [12].

Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином "программа адаптации", так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.

Большинство авторов разделяют программу на общую и специальную (специализированную). касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 Общая программа адаптации основных вопросов. Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в учебнике Базарова и Еремина. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

-         цели, приоритеты, проблемы;

-         традиции, нормы, стандарты;

-         продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;

-         разнообразие видов деятельности;

-         организация, структура, связи компании;

-         информация о руководителях.

2. Политика организации:

-         принципы кадровой политики;

-         принципы подбора персонала;

-         направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;

-         содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;

-         правила пользования телефоном внутри предприятия;

-         правила использования различных режимов рабочего времени;

-         правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

3. Оплата труда:

-         нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;

-         оплата выходных, сверхурочных.

4. Дополнительные льготы:

-         страхование, учет стажа работы;

-         пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;

-         поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;

-         возможности обучения на работе;

-         наличие столовой, буфетов;

-         другие услуги организации для своих сотрудников.

5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:

-         места оказания первой медицинской помощи;

-         меры предосторожности;

-         предупреждение о возможных опасностях на производстве;

-         правила противопожарной безопасности;

-         правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

6. Работник и его отношения с профсоюзом:

-         сроки и условия найма;

-         назначения, перемещения, продвижения;

-         испытательный срок;

-         руководство работой;

-         информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;

-         права и обязанности работника;

-         права непосредственного руководителя;

-         организации рабочих;

-         постановления профсоюзов и политика компании;

-         руководство и оценка исполнения работы;

-         дисциплина и взыскания, оформление жалоб;

-         коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

7. Служба быта:

-         организация питания;

-         наличие служебных входов;

-         условия для парковки личных автомобилей;

8. Экономические факторы:

-         стоимость рабочей силы;

-         стоимость оборудования;

-         ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев [1].

После осуществления общей программы следует перейти к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:

1. Функции подразделения:

-         цели и приоритеты, организация и структура;

-         направления деятельности;

-         взаимоотношения с другими подразделениями;

-         взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности и ответственность:

-         детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

-         разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;

-         нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

-         длительность рабочего дня и расписание;

-         дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая отчетность:

-         виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;

-         отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания:

-         правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;

-         поведение в случае аварий, правила техники безопасности;

-         информирование о несчастных случаях и опасности;

-         гигиенические стандарты;

-         охрана и проблемы, связанные с воровством;

-         отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;

-         правила поведения на рабочем месте;

-         вынос вещей из подразделения;

-         контроль за нарушениями;

-         перерывы (перекуры, обед);

-         телефонные переговоры личного характера в рабочее время;

-         использование оборудования;

-         контроль и оценка исполнения.

5.     Представление сотрудников подразделения [1].

Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

Оценка состояния работы по адаптации. В течение всего адаптационного периода руководитель должен неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.

В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.

Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала [20].

Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

-         объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда;

-         субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др. [14]

Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели: составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых сотрудников [15].

Получить отклик от работника после предполагаемого завершения периода адаптации могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены молодому специалисту. Один из таких вопросников предложен Кибановым. Его основные вопросы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.