Выделяют пять уровней
конфликтов в организации внутри личности, между личностями, внутри группы,
между группами, внутри организации [3]. Эти уровни тесно связаны между собой.
Внутриличностный конфликт случается внутри индивида, выражается в форме борьбы
мотивов, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых
распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются
противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его
работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования
не согласуются с личными ценностями, является ответом на рабочую перегрузку
или недогрузку, и связан с низкой степенью удовлетворенности работой.
Межличностный конфликт- это наиболее часто возникающий в организациях и рассматриваемый
в литературе тип конфликта. Его проявлениями являются: борьба за ограниченные
ресурсы, рабочую силу, капиталовложения, инвестиции между подразделениями;
борьба за одну должность. Другой формой межличностного конфликта являются
столкновения личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента,
ценностными ориентациями, которые в силу противоположных целей не в состоянии
ладить друг с другом. Возникновение определяется: личностным своеобразием
членов коллектива, отношением личности к ситуации, психологическими
особенностями членов коллектива, трудовым процессом и производственной
ситуацией. Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных
конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на
групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные,
социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и
путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт
возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства,
появление неформального лидера. Межгрупповой конфликт представляет собой
противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое
противостояние может носить профессионально - производственную, социальную или
эмоциональную основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при
неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход
межгруппового конфликта в эмоциональную стадию разрушающе действует не только
на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого
индивидуального участника в отдельности. Развитие внутригруппового конфликта
приводит к внутри организационному конфликту. Внутриорганизационный конфликт
возникает в связи с противостоянием, возникающим на почве того, как были
спроектированы отдельные работы или организация в целом или на почве того, как
формально распределена власть в организации. Его разрешение обусловлено теми
сторонами жизни организации, которые влияют на связи в организационной структуре:
цели, власть, коммуникации, культура
1.3.Причины
возникновения конфликтов в организации.
Причины,
вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют
две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:
1) конфликт
является свойством человеческого характера, стремлением к первенству,
доминированию, конфликтному поведению — субъективные причины;
2) конфликт
вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.
Мы
придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия
многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт
вызывается действием объективных и субъективных причин.
У.Ф. Линкольн
классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура,
ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин)
конфликтов [24]:
1) Информационный
фактор—это та информация, которая приемлема для одной стороны и неприемлема для
другой. Это может быть: неполная, неточная информация одной из сторон;
нежелательное обнародование; недооценка фактов при решении спорных проблем;
дезинформация, слухи и т.д.
2) Структурный
фактор — формальные и неформальные характеристики группы (специфика законной
власти и законодательства, статуса, прав мужчины и женщины, их возраста, роли
традиций, различных социальных норм и т.д.). Б. Майерс дополняет:
"доступные ресурсы, процедуры принятия решения".