Рефераты. Основы управленческого консультирования
Основы управленческого консультирования
министерство образования и науки украины
восточноукраинский национальный университет имени
владимира даля
факультет управления
кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине "Основы управленческого консультирования"
Луганск
– 2006
Содержание
Введение
Теоретические
вопросы
1. Основные подходы к определению понятия
"управленческого консультирования".
2. Сущность "золотого правила
консультирования".
3. Этические проблемы сбора и использования
внутренней информации клиента .
Практическая
ситуация
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Выбор перспективного направления совершенствования процесса
управления производством на конкретном предприятии сам по себе еще не
гарантирует успеха в этом деле. Задача, решать которую предстоит сегодня
народнохозяйственному комплексу Украины состоит в том, чтобы не
рационализировать управление, а заменить старую управленческую парадигму новой.
Это, в свою очередь, требует коренной перестройки концептуальных основ теории и
практики управления, поскольку новая управленческая парадигма имеет
принципиально иные цели.
В сложившейся ситуации чрезвычайно осложнилась работа
руководителя, которому предстоит не только пересматривать свою деятельность по
управлению, но и помочь обществу в лице своих трудовых коллективов оперативно
освоить новые жизненные ценности, новые экономические отношения. Роль и
значимость труда руководителя, в этой связи, значительно возрастает, однако его
реальные возможности эффективно решать возникающие перед ним практические
инновационные задачи ограничиваются, главным образом, дефицитом времени.
Руководитель производит специфический товар – управленческие
решения, часть которых может быть закреплена в виде норм и правил, создавая
организационный порядок, а часть будет просто воспроизводиться многократно в
различных интерпретациях. Смена управленческой парадигмы означает создание
нового алгоритма управления, в основу которого должны лечь новые управленческие
решения. Этим решениям принадлежит ведущая роль в управлении, принимает их
руководитель, возлагая на себя всю ответственность за их результативность.
Возрастающие физические и психологические нагрузки на руководителя в переходный
к рыночным отношениям период, связанные с усилением неопределенности и риском,
дефицитами ресурсов, информации, времени, значительно усиливают актуальность
такого вида деятельности как управленческое консультирование.
Теоретические
вопросы
1. Основные подходы к определению понятия
"управленческого консультирования".
Имеется множество
определений управленческого консультирования. Можно выделить два основных
подхода к консультированию.
В первом случае
используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле
определяет его так: “Под процессом консультирования я понимаю любую форму
оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии
задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но
помогает тем, кто ответствен за это” [1].
Второй подход
рассматривает консультирование как особую профессиональную службу и выделяет
ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру и
Роберту Метцгеру “управленческое консультирование – это консультативная служба,
работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально
обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику
выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по
решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений” [2].
Можно считать два
эти подхода взаимодополняющими.
В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов
по экономике и управлению (ФЕАКО) дает следующее определение:
“Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и
помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или
возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации” [3].
Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по
экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).
С целью полного раскрытия понятия консалтинговой деятельности
в Украине, автор считает целесообразным проанализировать изменения существующих
формулировок управленческого консультирования (табл.1) и изменения основных
принципов консалтинговой деятельности.
Таблица 1
Определение
понятий управленческого консультирования (УК)
№ п/п
Определение
Источник
1.
УК -
высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение
работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав
организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области
Чакыров К.
Управленческое консультирование - организация процесса. - София, 1986.
2.
УК - это
деятельность и профессия, его содержанием является помощь руководителям в
решении их проблем и во внедрении достижений науки и передового опыта.
Юксвярав Р.К.,
Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и
практика. - М.: Экономика, 1988.
3.
УК - услуги,
оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами
(консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в
диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных
проблемах
Прокопенко И.
Управленческое консультирование как услуга // Проблемы теории управления.
-М., 1988.
4.
УК - услуга,
оказываемая консультантом с целью помочь предприятию в диагностике, анализе и
практическом решении проблем
Комаров В.Ф.
Программа работ лаборатории управленческого консультирования.- Новосибирск,
1988.
5.
УК -
эффективная форма рационализации управления производством на основе использования
науки и передового опыта.
Елмашев О.К.
Управленческое консультирование: Вопросы теории и практики. - Ижевск:
Удмуртия, 1989
6.
Консалтинг -
это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению
хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций
(клиенту) в решении проблем и функционировании их развития, осуществляемая в
форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений
Посадский А.П.,
Хайниш С.В. Консультационные услуги в России. - М.: Финстатинформ, 1995.
7.
Бизнес-консалтинг
- обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой
поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему
в оптимизации сложившегося на предприятии (организации) финансово-экономического
состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы.
Консалтинг в
Украине. – Киев: Ассоциация “Укрконсалтинг”, 1996.
8.
Управленческое
консультирование - это сервис, обеспечивающий клиента независимым и
объективным советом, и предоставляемый специализированной компанией или
специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и
возможностей компании-клиента.
Саврук А.,
Красюк Р. Готовых решений не бывает. // Рынок капитала. 1998, №23-24.