8) финансовый план;
9) оценка эффективности инвестиционного проекта;
10)оценка риска;
11)юридический план;
12)приложения.
Помимо перечисленных разделов бизнес-плана необходимо оформить титульный лист, который включает в себя следующую информацию: заголовок бизнес-плана, дату его подготовки, краткую информацию о предприятии и о разработчике бизнес-плана (название фирмы, адрес, лицензия и т.д.). Срок планирования в бизнес-плане чаще всего составляет от трех до пяти лет. При этом показатели первого года иногда делают в помесячной разбивке, второго года – в поквартальной разбивке, начиная с третьего года – в годовой разбивке.
2.1 Резюме
Резюме – это сжатый обзор, выражающий основную идею проекта обобщенные выводы по разделам бизнес-плана. Работа над подготовкой резюме является очень важной, поскольку если оно сразу не произведет благоприятного впечатления на будущих инвесторов и кредиторов, трудно будет рассчитывать на их поддержку. Раздел фактически готовится в два этапа. Сначала устанавливаются предварительные данные, а после выполнения всех разделов, они уточняются, и завершается работа над первым разделом. Объем не должен превышать 2-4 страниц. Резюме состоит их трех подразделов:
· введение, в котором обосновывается главная цель проекта, раскрывается сущность и новизна, показываются его созидательность, конкурентоспособность;
· основное содержание, где в концентрированной форме излагаются основные преимущества данного проекта и приводятся важнейшие производственно-экономические показатели – прогноз сбыта, стоимость проекта, издержки производства, доходы предприятия, источники финансирования;
· заключение, в котором обобщаются конечные результаты деятельности предприятия, социально-экономическая значимость проекта.
2.2 Характеристика предприятия и стратегия его производства
В данном разделе дается характеристика предприятия в целом (особенно, если это уже действующее предприятие), его роль и место в отраслевой иерархии. При описании предприятия кратко отражается его история, основные достижения и слабые стороны, приводятся характеристика имеющихся производственных фондов, загрузка производственных мощностей, основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия за предшествующий период.
При описании стратегии развития предприятия раскрываются главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, увеличение объемов производства, экономия ресурсов, внедрение новых технологий и т.д.), а также конкретные мероприятия по достижению заданных целей.
2.3 Описание продукции (услуг)
Описание продукции (услуг) заключается в подробном и полном представлении в бизнес-плане основных характеристик будущей продукции (услуг), предлагаемых к поставке на соответствующий рынок.
В данном разделе приводится следующая информация:
· область применения;
· основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные);
· соответствие международным и национальным стандартам;
· новизна технических и технологических решений;
· наличие патентов, лицензий, сертификатов;
· требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
· . контроль качества;
· Данные об экологической безопасности.
При описании продукции необходимо ответить на вопросы:
1) в чем особенность или уникальность данной продукции и почему потребители должны отдавать ей предпочтение перед другими товарами-конкурентами;
2) если продукция не имеет особенностей, то почему потребители будут покупать продукцию у вас (из-за удобства расположения, из-за ассортимента и т.д.).
2.4 Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга
В данном разделе излагаются основные моменты обоснования плана продаж продукции, основанные на анализе рынков и стратегии маркетинга.
Анализ рынков должен включать:
· общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции (услуг), оценку их размера;
· данные о доле предприятия на рынках;
· прогнозируемую динамику развития рынка;
· основные факторы, влияющие на изменение рынка;
· оценку возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции (технический уровень, цена, качество продукции);
· технологическое и финансовое состояние предприятий-конкурентов (по возможности);
· преимущества данного предприятия перед конкурентами;
· основные требования потребителей продукции.
Для продукции, предполагаемой к сбыту на внешних рынках, указываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения, выдвигаемые страной-импортером.
Стратегия маркетинга приводится обычно в отдельном подразделе, в котором отражается:
· стратегия сбыта. Необходимо указать, на что она нацелена (на увеличение доли рынка, продвижение на новые рынки и т.д.);
· прогнозируемые данные о цене на продукцию с обоснованием правильности выбора политики ценообразования (сравнение с ценой, качеством конкурентов. Какова величина доходов предприятия при стабильных ценах и их изменении?);
· тактика реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);
· политика по послепродажному обслуживанию (ремонтными или сервисными мастерскими, центрами) с указанием затрат на организацию обслуживания;
· обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
· план мероприятий по продвижению продукции на рынки.
Подраздел "Стратегия маркетинга" необходим не только для организации внутренней деятельности предприятия, но и для установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесторами.
2.5 Производственный план
Данный раздел составляется на срок реализации проекта (горизонт расчета). В него включается следующая информация:
· программа производства и реализации продукции (услуг);
· производственные мощности (здания, сооружения, технологическое оборудование);
· материально-техническое обеспечение;
· план по издержкам производства и сбыту продукции.
Программа производства и реализации продукции составляется на основании маркетинговых исследований и оформляется в виде отдельной таблицы.
Информация о производственных мощностях зависит от того, является ли объектом инвестирования действующее предприятие или это вновь создаваемое, строящееся предприятие.
Если предприятие действующее, то приводится:
· анализ соответствия производственных мощностей объемам производственной программы;
· обоснование потребности в дополнительных мощностях, способ их создания (строительство, аренда, покупка);
· оценка обеспеченности создаваемых мощностей инженерными коммуникациями;
· перечень и обоснование необходимого оборудования и технологий;
· обоснование выбора поставщиков оборудования;
· экологическая оценка проекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40