Рефераты. Основы стандартизации, метрологии и сертификации






Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача — удвоить число директив, а .фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство [35]

Рассмотрим его подробнее, так как стоит задача создать в •России систему стандартизации, эквивалентную ЕС.

Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств—членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют .и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину “европейский стандарт” добавляется определение “гармонизированный”.

Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.

Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком С€.

Необходимо отметить, что на один вид продукции может : распространяться несколько директив. Тогда знак С€ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак С€ — не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком С€, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

Поскольку во всех странах мира, в том числе в странах—членах Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов питания, то кратко рассмотрим “пищевые” директивы.

Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем имеются так называемые зеленые зоны, т. е. отдается предпочтение национальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пищевым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этикетированию) распространяются на все продукты питания, а вертикальные — на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу имеют горизонтальные директивы.

Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требования к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, подсластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов).

Особенность и “сила” большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого, стандарта ЕС.

Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.4 Соглашение по техническим барьерам в торговле


Указанное Соглашение — один из 40 документов ВТО, посвященных правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации.

Рассмотрим некоторые из правил, сохраняя их название в документе.

1. Гармонизация. При наличии международных стандартов (как добровольных технических документов), регламентов (обязательных к исполнению документов) или правил по оценке соответствия (в работах но сертификации) член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.

2. Национальный режим и недискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятными, чем для отечественной. Иначе, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.

3. Нотификация (уведомление) и транспарентность (прозрачность).Если какая-либо страна намерена принять НД, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообщение с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа. Она также должна предоставить любому члену организации (по запросу) не менее 60 суток для подготовки соответствующего отзыва на проект НД. Все утверждаемые НД должны быть немедленно опубликованы и доступны (прозрачны) для всех заинтересованных сторон как внутри страны, так за ее пределами.

Указанное правило реализуется в России начиная с 1997 г. В частности, в информационном указателе государственных стандартов публикуются годовые планы государственной стандартизации, в журналах “Стандарты и качество” и других периодических изданиях периодически представляются аннотации. проектов ГОСТ и ГОСТ Р.

4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусматривает информирование обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (нетарифных, барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации. Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько информационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить информацию о действующих и разрабатываемых в стране стандартах, регламентах и пр. (тарифах, торговых правилах). Во исполнение этого правила в России создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле (НИЦ ВТО).

 

5.5 Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике


Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хозяйства.

Существует три варианта применения в Российской Федерации международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования международного документа и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или “методом обложки”. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо, изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки.

При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие государственного стандарта, представляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего документа с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозначение МС, например:

ГОСТ Р 50231-92

(ИСО 7173-89).

В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учитывающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного документа до принятия их в качестве государственных стандартов.

Как видно, этот метод состоит в локальном использовании международного документа или в рамках отрасли, или в рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, поскольку государственные органы и субъекты хозяйственной деятельности России в целом еще не подготовлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений международных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной информации, тем более ГОСТ Р 1.2 "ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов” обязывает разработчиков учитывать международные, региональные стандарты и прогрессивные стандарты других стран.

Необходимость скорейшего присоединения России к ВТО, продвижения отечественных товаров на мировой рынок требуют ускорения темпов гармонизации требований отечественных стандартов с международными. Если в период 1995—1997 гг. всего 16 % стандартов разрабатывались на основе соответствующих стандартов ИСО и МЭК, то в 1998 г. таких стандартов стало уже около 50%, а к 2000 г. их должно быть около 75% [16].

Степень применения МС в отдельных отраслях промышленности России достаточно высока: в автомобильной промышленности — 90%; в станкоинструментальной промышленности — 75; в легкой промышленности — почти 100%. По этим отраслям ежегодные темпы обновления составляют в среднем 10%, что сопоставимо с аналогичными показателями промышленно развитых зарубежных стран (10-15%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.