Рефераты. Основные концептуальные положения современного международного менеджмента






В контексте менеджмента это означает: с помощью управления всегда возможно сформировать экономическое и социальное поведение объекта, которое отвечает критериям субъекта; субъектно-объектные отношения в менеджменте имеют симметричную природу; соотношение форм и содержания разных моделей международного менеджмента определяется отношениями в системе "глобальное — региональное - локальное (национальное) — корпоративное - индивидуальное"; экономическая и политическая идеология влияет на формирование любой модели международного менеджмента.


4.                Принципы


Отсюда вытекают общие принципы, на которых базируется международный менеджмент:

- нацеленность на создание и реализацию стратегических конкурентных преимуществ;

- активное формирование целевого рынка на базе синергетического единства менеджмента и маркетинга как основы создания новых рыночных возможностей;

- дифференциация моделей менеджмента в сочетании с их стандартизацией в зависимости от соотношения глобальных и локальных условий их применения;

- решение локальных проблем в контексте глобальных;

- согласование экономических интересов через системные отношения экономического международного сотрудничества;

- согласование идеологических интересов через системные отношения политического международного сотрудничества.

Что касается содержания международного менеджмента, то большинство специалистов придерживаются, по сути, одного определения: это процесс применения управленческих концепций и инструментов в глобальной мультикультурной среде и получения благодаря этому определенных конкурентных преимуществ.

Одна из задач международного менеджмента, как полагают С. Пивоваров и другие ученые-экономисты, заключается в углубленном анализе и оценке культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей при разработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом.

Е. Панченко определяет международный менеджмент как "процесс применения управленческих концепций и инструментов в многокультурной среде и получения благодаря этому дополнительных преимуществ и экономии времени". "Международный менеджмент - особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия".

Однако, на мой взгляд, оперировать понятием "использование" разноплановых экономических, социальных, культурных, политических и других особенностей развития стран сегодня недостаточно для создания весомых и устойчивых конкурентных преимуществ. Международный менеджмент не только является продуктом взаимодействия системы факторов, но и формирует эту систему в соответствии с поставленной целью.


5.                Сущность


Сущность международного менеджмента заключается в необходимости принимать решения по удовлетворению различных экономических интересов, пропуская их сквозь призму глобальных, локальных и, априори, собственных. Он должен быть нацелен на формирование баланса бизнес-интересов разного уровня с оптимизацией собственных, с учетом ограничений интернационального и национального характера. Компания с помощью международного менеджмента не просто проникает в страну через знание ее культуры (в широком понимании этой категории), но и аккумулирует интернациональные и национальные культуры и знания, создает определенную комбинацию, выгодную для компании, и, таким образом, навязывает свое видение проблем и путей их решения. Только так она может создать в определенной стране свой эффективный рынок — то есть от учета культурных особенностей до активного формирования благоприятной бизнес-среды путем трансформации в необходимом направлении местных культурных особенностей.

В авангарде такой стратегии идет маркетинг, формирующий соответствующие потребности (потребительские ценности и предпочтения), склонность к определенному желаемому поведению, а в широком понимании - соответствующую культуру потребления, то есть рынок, необходимый для эффективного вхождения бизнеса. В то же время формируется и реализуется желаемая для компании модель управления. Таким образом в стране создаются необходимые и достаточные условия, благоприятные для бизнеса компании.


6.                Методологическая основа


Методологической основой указанных соображений является теория "ограниченной рациональности", учредителями которой считаются нобелевские лауреаты Г. Саймон (1977 г.), а также Р. Селтон (1994 г.), Д. Канеман, В. Смит (2002 г.). Содержание этой теории известно. Главная ее идея, экспериментально доказанная Д. Канеманом и В. Смитом, заключается в том, что экономическое поведение субъектов рынка не абсолютно рационально, а формируется на основе решений, базирующихся на трех факторах: привычка, представление, логическое суждение, и что люди действуют не на основе рационального выбора, а по привычке, следуя традициям и моральным устоям. Экономические субъекты любого уровня при формировании своих стратегий руководствуются принципом ограниченной (а не абсолютной или совершенной) рациональности. Ограниченная рациональность — имманентная сущность нелинейного, то есть реального экономического поведения экономических субъектов. Поэтому субъекту менеджмента необходимо знать национальные особенности привычек, традиций, моральных основ и др., чтобы сформировать их оптимальные характеристики в собственных координатах. Менеджмент, так сказать, использует "зазоры" между национальными "ограниченными рациональностями" и с помощью информационного давления на привычки, традиции, ментальность формирует необходимое поведение в экономической и социальной сферах.

Современная глобальная экономика - пространство симметричных субъектно-объектных отношений. Это связано с развитием международной коммуникативной общественной практики, с переходом управления от принципа монолога к принципу диалога. Взаимодействие, охватывающее интернациональные социально-экономические горизонтали и вертикали, становится универсальной формой международного менеджмента. Поэтому его функциональность необходимо рассматривать с учетом симметричного субъектно-объектного взаимодействия разных структурных уровней мирового рынка. Только при таком условии можно сформировать оптимально сбалансированные по интересам международные корпоративные стратегии.

Современный международный менеджмент должен базироваться на си-нергетическом объединении менеджмента и маркетинга в целостную систему деятельности, в которой менеджмент реализуется в тесной взаимосвязи с маркетингом, то есть управление ресурсами осуществляется в соответствии с потребностями рынка, а маркетинг приобретает действенный целенаправленный характер через менеджмент. При этом не следует считать, что рыночные потребности - исключительно внешние условия, сформированные за пределами предприятия. Эти потребности может формировать и предприятие при наличии весомой позиции на рынке. Но в любом случае его экономическая деятельность может быть успешной, когда оно в совершенстве изучило рынок, потребителей, их предпочтения и потребности в явной и неявной формах, их реакцию на товар, на его ценность, цену и т. д. Таким образом маркетинг определяет состояние и тенденции в эволюции рынка в его экономической и социальной плоскостях, изменения в потребностях и спросе, а менеджмент на этой основе формирует цели и определяет стратегии для их достижения, то есть формирует модель распределения и использования внешних и внутренних ресурсов в пространстве и времени.

Задача менеджмента, как отмечает А. Хачатуров, заключается втом, чтобы обеспечить рациональное и эффективное использование ресурсов, а задача маркетинга — нацелить экономическую деятельность (а также и менеджмент) на удовлетворение спроса потребителей, который определяется потребностями в товарах и услугах и их предложением. В этой ситуации эффективность любого субъекта экономической деятельности определяется, с одной стороны, тем, насколько точно предусмотрены ожидаемые потребности человека, хозяйственных субъектов и общества в целом (задача маркетинга), а с другой, — организацией и управлением процессом производства соответствующих спросу товаров и услуг и их доведением до потребителя с минимальными затратами, уровень которых зависит от определенных экономических и социальных целей и условий (ограничений), формирующихся на макро- и микроуровнях воспроизводства продукта и социально-экономических отношений. Следовательно, эффективность любой продукционной системы является синергетическим эффектом ее маркетинговой и управленческой деятельности.


7.                «Маркетинговый менеджмент»


Ввиду сказанного, следует обратить внимание на дискуссию вокруг нового, по мнению некоторых специалистов, направления менеджмента, известного в научных публикациях под названием "маркетинговый менеджмент". Под ним адепты этой теории подразумевают управление (менеджмент) экономической деятельностью, которая подчинена требованиям рынка. Но это общеизвестно. Любая экономическая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей рынка, а ее эффективность определяется знанием требований рынка и умением адаптировать свою деятельность к этим требованиям.

В современном менеджменте маркетинг должен выполнять функцию, заключающуюся, по моему мнению, не в пассивном подчинении экономической деятельности компании требованиям рынка, а в целенаправленном воздействии на него с целью формирования необходимых для нее параметров. По существу, с помощью маркетинга и менеджмента компания создает собственный рынок. А потому идеология современного управления бизнесом - это не столько ориентация на потребности существующего рынка, что безусловно, сколько модификация существующих и создание новых рынков. Найти, модифицировать или создать новый рынок — прерогатива маркетинга; мобилизовать ресурсы предприятия для эффективного функционирования на этих рынках — задача менеджмента. В этом, на мой взгляд, и должно заключаться одно из концептуальных положений современного менеджмента, в том числе и международного.

Создание конкурентных преимуществ с помощью менеджмента может осуществляться в нескольких направлениях, например: внедрение новых товаров, услуг, управленческих технологий; новая маркетинговая комбинация существующих товаров, услуг, технологий продвижения и сбыта; выход существующих товаров, услуг, маркетинговых технологий на рынок, где они были неизвестны. Но в каждом случае компания инициирует изменения внешней и внутренней среды своего бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.