Рефераты. Организация стимулирования труда






·                   текущая - стимул вручается с отставанием от результатов деятельности длительностью до одного года (еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные или полугодовые поощрения и наказания);

·                   перспективная - стимул вручается (назначается) с отставанием от результатов деятельности длительностью не менее года (вознаграждение по итогам работы за год, пятилетку, назначение пенсии и т.д.).

5. По степени и характеру конкретности условий получения стимула:

·                   общая - конкретность в оценке результатов деятельности для получения стимула отсутствует;

·                   эталонная - стимулы учреждаются за достижение конкретных, заранее оговоренных результатов;

·                   соревновательная - стимулы учреждаются за занятое место в соревновании или конкурсе.

В практике в чистом виде ни один вид и ни одна форма организации стимулирования не применяются. Их использование обычно носит комплексный характер, то есть при стимулировании поведения различных объектов управления и направлений их деятельности происходит сложное переплетение различных видов и форм организации стимулирования.


Глава 2. Анализ стимулирования труда персонала на КОАО «АЗОТ»


2.1 Краткая характеристика предприятия


Кемеровское КОАО «АЗОТ» было основано в 1956 году.

Сегодня КОАО «АЗОТ» является крупным химическим предприятием за Уралом и одним из крупнейших в России. Предприятие занимается производством химической продукции и бытовой химии.

Основная задача КОАО «АЗОТ» - это обеспечение жителей Кемеровской области и не только высококачественными химическими продуктами.

Необходимым условием для успешной работы в рыночных условиях явилось освоение КОАО «АЗОТ» современных маркетинговых технологий, проведение структурных и организационно-кадровых мероприятий для обеспечения гибкого реагирования достаточно крупного производства на конъюнктурные изменения на рынке.

Предприятием накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономики, сформирован трудно оцениваемый кадровый потенциал, освоены современные технологии управления, обеспечена практически полное отсутствие коррупции, воровства, некомпетентности, безответственности при принятии управленческих решений.

Приводимые результаты в части субъективных условий обеспечения деятельности достигнуты комплексом жестких мер к руководителям, специалистам и персоналу. В настоящее время предприятие представляет собой достаточно крепкий автономно функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.

Руководство предприятия уделяет внимание не только качеству выпускаемой продукции, но и культуре обслуживания клиентов, внешнему и моральному облику работников предприятия, их уровню образования и профессионализма. Высокие требования предъявляются в вопросе чистоты и порядка в целом на предприятии, его отдельных подразделениях, производственных и торговых помещениях.

2.2 Система стимулирования на предприятии


На данный момент на КОАО «АЗОТ» трудится более 12500 человек. Прежняя «уравниловка» в оплате труда работника на современном российском предприятии уступает место дифференцированной системе материального стимулирования. Дифференциация заработной платы и дополнительных материальных выплат может осуществляться в зависимости от пола, возраста, профессионального статуса, уровня образования, квалификации, стажа работы на предприятии, значимости занимаемой должности и даже с учетом морально-психологических характеристик работников.

При разработке системы материального стимулирования персонала Кемеровского ОАО «АЗОТ» - бывшего госпредприятия - приходится учитывать социально-психологические особенности и всю систему ценностей работников.

Персонал предприятия можно условно подразделить на две противоположные группы:

-         работники с «капиталистической», индивидуалистической, рыночной ориентацией (как правило, это в основном молодые люди, большинство);

-         работники «советского» типа, для которых характерен коллективизм и приверженность патерналистским ценностям (имеют солидный стаж, люди среднего и предпенсионного возраста, которые пока не смогли приспособиться к новым условиям).

Примером материально-денежного стимулирования является материальное вознаграждение работников в зависимости от вклада конкретного работника в результат деятельности предприятия.

Система оплаты труда работников КОАО «АЗОТ» предусматривает применение ряда премий. Основная цель премирования - создать максимальную заинтересованность каждого работника в результатах своего труда, а также в результатах труда всего коллектива.

Источником премирования наряду с фондом заработной платы является фонд материального поощрения, образуемый в зависимости от достигнутых дистанцией электроснабжения экономических результатов по прибыли, производительности труда. В этих условиях премирование играет важную роль в усилении материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, достижении более рационального использования и экономии трудовых и материальных ресурсов, в обеспечении надежной работы оборудования благодаря лучшему их техническому обслуживанию и текущему ремонту.

Многообразие требований, предъявляемых к работникам и коллективам, определило необходимость установления условий и показателей премирования. Таким образом, на КОАО «Азот» предусмотрены:

-         основные показатели премирования, характеризующие конечные результаты работы или оказывающие решающее влияние на их достижение, и дополнительные, устанавливаемые наряду с основными для стимулирования различных сторон деятельности;

-         основные условия премирования, содержащие наиболее важные требования к работникам, и дополнительные, содержащие менее важные требования.

При невыполнении основных показателей и условий премия не выплачивается, а дополнительных - снижается (в размере до 50%).

Конкретные показатели и условия премирования, а также размера премий устанавливает начальник участка по согласованию с комитетом профсоюза.

Рабочие премируются из фонда заработной платы за выполнение и перевыполнение количественных и качественных показателей эксплуатационного обслуживания оборудования и выпуска продукции по результатам работы за месяц.

Количественные показатели премирования отражают выполнение и перевыполнение месячного нормированного задания по техническому обслуживанию, ремонту устройств и оборудования, а также по результатам выполнения нормированного задания по выпуску продукции, заданий по росту производительности труда, освоению новой техники и технологии, сбережению всех видов ресурсов.

Премии начисляют на заработок, определяемый по сдельным расценкам или тарифным ставкам (окладам) за фактически отработанной время с учетом доплаты за работу в ночное время. За работу в праздничные дни и сверхурочное время премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад). Премии работникам выплачиваются независимо от допущенного перерасхода фонда заработной платы.

Размер премии работникам устанавливается дифференцированно в зависимости от балльной оценки. Более высокие размеры премий предусматриваются на основных работах, на участках со сложными условиями труда, за выполнение работ по выполнению капитального ремонта устройств.

Максимальный размер премий, выплачиваемых их фонда заработной платы, не должен превышать в расчете на месяц 40% тарифной ставки или оклада с учетом сверхурочных работ, доплат за работу в ночное время и за совмещение профессий, а с учетом дополнительного премирования - 55%.

Руководящие, инженерно-технические работники и служащие (аппарат управления, начальники подразделений, инженеры и т.п.) премируются из фонда материального поощрения. Инженерно-технические работники, входящие в состав производственных бригад, могут премироваться и из фонда заработной платы.

Указанные категории работников за основные результаты хозяйственной деятельности премируются помесячно или поквартально, а по специальным системам премирования - поквартально или по полугодиям.

Максимальный размер премии руководящих работников, ИТР и служащих за основные результаты хозяйственной деятельности не должен превышать 0,75 должностного оклада в расчете на месяц. За выполнение установленных заданий по ускорению научно-технического прогресса, вводу в действие производственных мощностей и объектов строительства и другим специальным системам премирования максимальный размер премии установлен в размере 2,6 месячного должностного оклада в год.

Вознаграждение по итогам года начисляется на все выплаты из фонда материального поощрения (за исключением единовременной помощи и пособия по временной нетрудоспособности).

Работникам установлено единовременное вознаграждение за выслугу лет. Руководитель предприятия имеет право снижать размер единовременного вознаграждения за выслугу лет до 50% работникам при нарушении ими трудовой или производственной дисциплины.

На работников распространяются также премирование за освоение новой техники, содействие внедрению изобретений и рационализаторских предложений, за внедрение научной организации труда.

Однако не все сотрудники, особенно «советского» типа, заинтересованы в получении дополнительного вознаграждения за такие усилия, так как это требует с их стороны значительных затрат труда и времени. В этом случае не срабатывает и мотивация к труду через влияние одних членов группы на других. Эта группа людей требует стабильного дохода из месяца в месяц и не заинтересована в нестабильной и неопределенной премии.

В целом демографическая политика предприятия направлена на «омоложение» коллектива и особенно кадрового состава руководителей и специалистов, так как руководство считает, что «молодой» состав работает более заинтересованно.

Возвращаясь к вопросу о социальных особенностях работников постсоветского предприятия, необходимо подчеркнуть болезненное внимание людей к проблеме социальной справедливости. Чтобы избежать конфликтов, связанных с порядком оплаты труда, успешно используется зарубежный опыт: доступ к информации о зарплате сотрудников ограничивается, а заработную плату работники предприятия получают через банковскую систему по дебиторской карте, что в итоге снижает конфликтность и социально-психологическую напряженность в коллективе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.